ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Аватар" и "кошачья обитель": рай ближе, чем кажется

Дмитрий (Першин), иеромонах :: 05 марта 2010

Размышления иеромонаха о лидере кассовых сборов

Можно ли назвать "Аватар" хорошим фильмом про плохих землян или перед нами апология предательства? Что это – фильм, повествующий о герое, переметнувшемся к синим и хвостатым гуманоидам, или история о любителях компьютерных игр, безвозвратно провалившихся в не ими придуманное виртуальное бытие? Список головоломных конспирологических гипотез о причинах успеха кинокартины можно продолжить. Но многие из них скорее уводят от прямого ответа на простые вопросы, которыми задается голливудский режиссер Джеймс Кэмерон.

"Аватар" несет добрую весть: население Земли гораздо лучше, чем рассказывает "зомбоящик". Как бы ни убеждали нас во всеобщем падении нравов (дескать, "пипл всё схавает"), а кассовые сборы твердят об обратном: люди предпочитают хорошее кино, пусть и с горькими интонациями.

Примеры последних лет – "Страсти Христовы", экранизации Толкина и Льюиса, "Остров"... Теперь "Аватар". С одной стороны, вроде бы и герои срисованы с типичных для этого жанра, да и роли их ходульны и предсказуемы. С другой, – ни "секса", ни "чернухи", а зритель идет и идет... Чем же цепляет фильм Кэмерона при всей своей, казалось бы, простоте?

Мы со следопытами ("Братство православных следопытов") тоже посмотрели "Аватар" и поняли: это про нас. Во всяком случае, именно такой была их реакция. Дело в том, что среди законов православных следопытов есть и такой: следопыт – друг природы.

Фантастика приближает реальность так же, как подзорная труба, или как 3D-формат, в котором показывают "Аватар". 3D передает ощущение не только объема, но и полного погружения в виртуальный мир. На вас падают капли дождя, вокруг парят птеродактили, летающие скалы и разумные семена, свистят пули, а над и под вами проносятся вертолеты... Философские концепции Кэмерона оживают в его системе образов и метафор.

Идея "Аватара" проста – человек выпал из природных ритмов, превратился в потребителя, убил Землю. А теперь он расширяет свою экспансию на другие планеты, одна из которых пытается дать отпор. Предметом вожделений человека становятся недра планеты Пандоры, содержащие сверхценный минерал, продажа которого дает бешеную прибыль и резко поднимает биржевые индексы.

А между тем мир Пандоры нетехнологичен. Он скорее напоминает мозг, нежели космическое тело. На Пандоре все взаимосвязано: энергия и информация передается и аккумулируется в некой живой субстанции. Она объединяет все – и растения, и птиц, и зверей, и разумных пандорианцев. Последние внешне напоминают индейцев, но, в отличие от них, в своем общении с планетой не приносят в жертву ни себя, ни других.

Но среди захватчиков вдруг возникает группа сопротивления, сочувствующая истребляемой красоте. Эти люди переходят на сторону обреченной цивилизации. Главный герой получает тело пандорианца, знакомится с обитателями планеты, входит к ним в доверие, обретает любовь. И, зная все секреты, все уязвимые точки армады землян, он становится во главе пандорианской армии, вооруженной луками, летающими ящерами и верностью своим обетам.

Легко узнаваемые американские вояки учиняют на Пандоре аналог Вьетнама. Однако, даже при всей своей мощи, со всеми своими летающими крепостями, роботами-убийцами, газами и взрывчаткой, они терпят поражение. Красота торжествует. Пандора спасена, а главный герой навсегда переходит из своего земного тела в пандорианское.

По сути, Джеймс Кэмерон переверстывает обычный и приевшийся сюжет о вторжении злобных пришельцев в наш человеческий мир. На этот раз вторгаются люди, и вторгаются они в мир живой природы. Но ведь это происходит ежечасно, и не где-нибудь на чужой планете. Это происходит здесь и сейчас, на Земле. И происходит далеко не только в лесах Амазонии, но и в нашей обыденности: а выброшенные собаки, а повсеместные "дикие" свалки, а вытоптанные газоны? Что внутри, то и снаружи. Но если наша деградация ничем не сдерживается, то у планеты Пандоры находятся силы ей противостоять.

Что ж, во все века в хороших сказках добро побеждает зло, маленький – большого, слабый – сильного, умный – "крутого", а честный – коварного. В этом-то и состоит тайна человеческой души: она (душа) предуготовлена к Евангелию. Так полагал Джон Рональд Руэл Толкин, я лишь присоединяюсь к его мнению (см. эссе Толкина "О волшебных сказках").

Но на самом деле, и у нас на Земле лучшие чаяния людей все-таки, пусть и редко, претворяются в жизнь. Как правило, происходит это там, где люди относятся к миру растений и животных, следуя замыслу Творца. Коль скоро Кэмерон наделил разумных жителей Пандоры внешним "котоподобием", приведу в пример земную "обитель кошек" на острове Кипр.

В последнее десятилетие на Кипре возродилась древняя традиция: больных, покалеченных, брошенных кошек и котов привозят в женский монастырь, расположенный на полуострове Акротири поблизости от города Лимассол. Сестры выхаживают бедолаг и выпускают в большой монастырский сад, отгороженный храмовым комплексом. Сад этот, вопреки ожиданиям, засажен не оливами, плантации которых окружают обитель, а бугенвиллеями – вечнозелеными кустами в сиянии лилово-фиолетовых цветов. К земному кошачьему раю выводит арка, перегороженная деревянными решетчатыми воротами. Они выступают в роли клапана: кошки шмыгают туда-сюда, а туристам-паломникам не пройти, хотя все видно.

В ноябре 2008 года мне посчастливилось побывать в этой котолюбивой обители святителя Николая Чудотворца. Когда мы подошли к воротам, никаких кошек не было и в помине. Но разочарование длилось недолго: едва мы стали обсуждать "наличие котоотсутствия", как, словно по мановению волшебной палочки, нарисовалась одна кошка, потом еще тринадцать, а вскоре все пространство перед воротами кишело котами, кошками и котятами разных размеров и расцветок.

Своим видом они недвусмысленно давали понять, что они тут вообще-то по своим делам, а то, что их морды выразительно намекают на "рыбки бы", так это так оно от природы, а не потому, что люди пришли их навестить. Поняв, что рыбки от нас не дождешься (пожертвования на обитель и на кошачий прокорм мы передали сестрам), котовое собрание стало расходиться. А самая ласковая его часть, пробравшись сквозь ворота, подошла помурлыкать, потереться о ноги и посидеть на руках.

Это и есть симбиоз, переходящий в синергию. Монахини заботятся о кошках, а кошки ловят змей и объясняют паломникам, что рай ближе, чем кажется.

Если же вернуться к следопытам (скаутам, разведчикам, витязям), то их забота о природе есть то хранение совести по отношению к вещам, о котором писал авва Дорофей. Если это внимание к живым существам восполнить опытом молитвы, но уже не к природе (как в фильме "Аватар"), а к ее Создателю (как в кипрском монастыре), тогда слово "экология" обретет свое библейское значение. В любом случае эти малые группы детей и подростков, что пытаются хранить свою совесть в мире, которому крайне не нравится любое её проявление, найдут много общего между собой и добрыми героями фильма "Аватар". Может быть, это поможет им выстоять.

В этом смысле Кэмерон прав: в эпоху урбанизации забота о наших одомашненных (и не только) гостях, посланных Творцом в нашу жизнь, дает нам возможность остаться людьми.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама