ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Старообрядчество на стыке культурных парадигм: опыт ХХ века (Латвия)

Надежда Пазухина :: 23 апреля 2007

Рассматривая историю и современное состояние староверия в Латвии, можно сделать некоторые обобщающие выводы, касающиеся основных культурных механизмов, стереотипных реакций на изменения окружающего культурного поля. Особенный интерес в этой связи вызывает насыщенный кризисными ситуациями недавний опыт ХХ в.

Как парадигмальные староверами переживаются общекультурные ситуации "кризиса".

1. Ситуация fin du siecle.

Провозглашенная Манифестом 1905 г. либерализация религиозного сознания, признание прав старообрядцев наравне с другими религиозными конфессиями стало импульсом стремительного развития деятельности старообрядческих общин в России и на ее окраинах, позднее в независимых Балтийских государствах и Польше (рубеж старообрядческого "ренессанса" – 1917 в России и 1940 в Прибалтике). Имея стабильную экономическую базу, староверы получили возможность открыто исповедывать свои взгляды и возродить традиционный стиль жизни. Свобода после длительного периода преследований вызвала необходимость строить новые отношения с окружающим "светским миром". Те традиции и уклад жизни, которые в период культурной, религиозной, социальной и политической изоляции концентрировались внутри старообрядческой субкультуры, теперь были открыты и доступны всему обществу. Восстановленные формы (храмы, порядок богослужения, общественные отношения) стали новой "знаковой системой", демонстрировавшей "стиль жизни" под старину в отличие от аутентичного уклада жизни староверов. В среде староверов, в особенности городских староверов, возникла необходимость преодоления изоляции, враждебного отношения к светскому миру и потребность разумного компромисса, если не диалога с ним. Вновь меняются акценты в эсхатологическом мироощущении, имеющем онтологическое значение для староверия. Мирская история обретает смысл, так же как это происходило на рубеже XVII-XVIII вв., когда братья Денисовы фактически создали религиозную доктрину староверия, ограничив таким образом крайние проявления религиозных настроений (гари, самосожжения).

Рубеж ХХ – ХХI вв. В ситуации либерализации и релятивизации религии и морали в обществе староверы вновь получили равные права (хотя бы на законодательном уровне) среди традиционных и нетрадиционных религиозных организаций. Вновь восстанавливается "знаковая система" (реставрация и постройки моленных, издание литературы, система религиозного воспитания, коммерческая деятельность). После преследований и контроля в период советской власти вновь наступает свобода. Однако поскольку экономический потенциал отсутствует (в отличие от начала ХХв.) важным для староверов оказывается восстановить не только религиозное, но и экономическое влияние. Продолжаются процессы секуляризации (особенно в городах), как это было и в начале ХХ в. Контакт со светским миром часто одновременно является конфликтом, поскольку на первом месте – не желание вести диалог, а желание восстановить свои права. В целом, непримиримость со светским миром одновременно сочетается с попыткой говорить с ним на его языке, т.е. использовать опыт владения двумя культурными кодами.

2. Смена типа общества.

За все время существования староверческой субкультуры она переживала несколько глобальных изменений, связанных со сменой культурных кодов. Начало раскола во многом было вызвано сменой культурных парадигм Средневековья и Нового времени, в ХХ веке – с процессами технологизации и информатизации общества.

2.1. Староверие и технологизация.

Староверы могли выбрать два пути выживания в светском мире: 1) радикальный отказ от мира, фактически монашески-аскетическое существование (напр., федосеевское беспоповское согласие); 2) неизбежный компромисс с миром, опыт языковой диглоссии в Древней Руси перешел в опыт культурной диглоссии – владение двумя культурными кодами, традиционной культуры и современной цивилизации. Это привело к тому, что староверы охотно осваивали новые технологии и применяли на практике свои знания, добиваясь высокого экономического положения в обществе.

2.2. Староверие в информационном обществе.

Староверы продолжают действовать по принципу культурной диглоссии (используют IT, Internet-пространство), однако фактически информация о традициях постепенно вытесняет сами традиции. Становится невозможным восстановить не только "уклад жизни", но и "стиль жизни" (под старину). Современная цивилизация вытеснила "сокровенное" наследие, которое передавалось из поколения в поколение, т.к. сама эта связь в современном обществе больше не несет ценностной нагрузки.

Смена культурных парадигм предполагает смену культурных ориентаций, культурных ценностей (в т.ч. моральных, религиозных и т.д.). Опыт староверия – пример того, как возможно оставаться за гранью современной культурной парадигмы и насколько длительным может быть такое существование. В начале ХХ в. староверам удавалось сохранять это существование "на стыке", благодаря 1) владению двумя культурными кодами; 2) способности вести "двойную игру"; 3) осознанию своей избранности, вне-историчности, не-принадлежности к мирской истории. Староверие предполагает наличие двух как бы параллельных миров: первый – стабильный и истинный, мир традиций предков; второй – преходящий мир современной культуры, за изменениями в котором нужно следить лишь для того, чтобы выжить в нем физически.

Существование "на стыке" – это существование на границе и одновременно существование "нигде", осознание не-принадлежности ни к одной из сторон. Однако эта незаинтересованность позволяет иногда быть связным между двумя противоположностями.

По материалам источников: Самарское Староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама