ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Духовное образование: необходимость качественных изменений

Говорун, Кирилл, архимандрит :: 09 марта 2010

Доклад первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна), прозвучавший 3 февраля на конференции докторантов в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Тема моего выступления посвящена системе духовного образования Русской Православной Церкви и тем перспективам, которые ожидают эту систему в свете решений Священного Синода и в свете тех задач и установок, которые дает Святейший Патриарх Кирилл. Вы наверняка знаете, много слышали о реформировании духовного образования, которое осуществляется Русской Православной Церковью. Этот процесс начался давно. О необходимости реформ говорил и покойный Святейший Патриарх Алексий II, были приняты соответствующие постановления Священного Синода и Архиерейских Соборов. Реформирование духовного образования было утверждено как обязательное, как императив. И этот процесс продолжается. На протяжении того периода, пока осуществляется реформирование духовного образования, видоизменялись видение и концепции того, каким оно должно быть. И мы являемся свидетелями того, как сейчас происходит модификация концепции духовного образования, более четкими и ясными становятся установки, задаваемые Святейшим Патриархом Кириллом.

Когда мы говорим о реформе, идет ли речь об изменении только формы или и логики духовного образования? До сих пор, в значительной мере, реформирование системы духовного образования ограничивалось изменением форм. Мы подбирали правильные формулы того, какой должна быть семинария, какой должна быть Академия. Вы их знаете, сначала у нас была формула продолжительности обучения 4+4 (4 года в семинарии, 4 года в Академии), потом перешли на формулу 5+3 (5 лет в семинарии, 3 года в Академии). Дискуссия разворачивалась, в основном, вокруг темы 4+4 или 5+3. В любом случае, речь шла о неких количественных категориях. Необходимо сказать, что и качественные подвижки были. В частности, удалось осуществить процесс введения специализации в Духовной академии, где было выделено четыре направления: богословское, церковно-практическое, церковно-историческое и библейское. Это стало хорошим заделом для углубления специализации и подготовки научных кадров.

Сейчас нам необходимо усиление качественных подходов в духовном образовании. Конечно, мы по-прежнему дискутируем по поводу формул. Святейший дал установку на имплементацию Болонского процесса в системе нашего духовного образования. А Болонский процесс во многом заключается "в формулах". Предлагаются формулы 3+2+3, 4+1+3 – речь идет о бакалавриате как о трех – или четырехлетнем образовании, о магистратуре как о двух – или однолетнем образовании и, соответственно, о докторантуре. Помня об этом, мы должны одновременно видеть и другое измерение, другую направленность в процессе духовного образования. Важно понять, что сейчас совершенно меняется парадигма образовательного процесса. Это связано с несколькими моментами.

В настоящее время происходят изменения глобальной образовательной системы. Эти изменения экстраполируются также на систему духовного образования. Изменение парадигмы образования связано прежде всего с процессами, которые происходят в обществе, в сфере знания, сфере информации. Мы являемся свидетелями информационной революции, когда меняется отношение к информации. Информация меняет человечество, информация меняет мир. Мы живем в эпоху даже не информационного, а постинформационного общества. Что это означает? Человечество накопило огромное количество информации, которое выросло за последние годы в геометрической прогрессии. На протяжении всей своей истории оно не накопило столько информации, сколько за последние десятилетия. Это невероятный прогресс. И еще более важно то, что вся информация стала доступной. Человек оказался просто в океане информации. До недавнего времени речь шла о том, что человек искал информацию, а сейчас проблема в том, как выделить в этом океане информации то, что необходимо для решения конкретной задачи, для достижения конкретной цели. И поэтому сейчас важно иметь навыки ориентации в море информации.

Это имеет непосредственные импликации в сфере образования. Меняется подход к образованию, меняется сама категория образования. Если до недавнего времени классическим представлением о том, чем является образование, было то, что это сумма знаний, которую человек должен принять, усвоить и применять на практике. Сейчас просто получение знаний является неактуальным – человек заходит в Google, набирает нужную ему фразу и получает массу сведений. Вопрос в том, что делать с этой информацией. И на этот вопрос должна отвечать современная система образования. На него должны отвечать новые методики, новые подходы, которые практикуются в сфере глобального университетского образования, потому что академическое сообщество первым столкнулось с этой проблемой. И, собственно говоря, университетское образование во всем мире перестраивается на эту новую парадигму и отвечает на эти новые вызовы, связанные с метаморфозами информации. В университетах сейчас очень большое внимание уделяется как раз тому, чтобы научить студентов навыкам ориентирования в информации. Это же отражается в рамках пресловутой Болонской системы, о которой мы говорим. Подходы, которые вырабатываются в рамках данной системы, позволяют справиться с информационными вызовами.

Что такое сама информация? Это количественная или качественная величина? Недавно в Хайдельбергском университете у нас состоялась интересная дискуссия по этому поводу. В частности, была проведена аналогия того, как именно сейчас меняется восприятие информации. Оно аналогично восприятию окружающего мира в современном научном мировоззрении. Если, скажем, в эпоху Ньютона мир воспринимался как часы, как некий механизм, то в XX веке благодаря революции, произведенной квантовой механикой, произошло качественное изменение отношения к миру. Мир стал восприниматься как нечто более органичное, более сложное, нелинейное. То же самое происходит с информацией. До сих пор у нас было представление об информации как о совокупности единиц и нулей. Однако такое ньютоновское представление сейчас очень быстро меняется. Информация – не просто сумма единиц и нулей, это не просто сумма знаний. Это то, что связано с самой этимологией слова – in formatio – я формирую что-то. Информация – это такая сила, которая воздействует на человека самыми разными способами. Информация – это своего рода поле, если использовать язык физики, определенная структура, определенная система, которая человека вписывает в себя, но и человек изменяет эту структуру. Происходит очень сложное взаимодействие информации и человека.

Человек должен пропустить информацию через свое сознание. Так мы сталкиваемся с более сложным представлением о том, что такое знание. Знание – это не просто механическая сумма отдельных сведений, а нечто, что пропускается через субъективное восприятие, через ум и сердце. Для определения взаимодействия человека и знания более уместным кажется употреблять не термин "запоминание" или "заучивание", а "усвоение" – знание для человека становится "своим". Человек пропускает его через себя, видоизменяет его, и знание тоже изменяет человека. Таким образом, происходит тесная интеракция между знанием и человеком.

От человека требуются определенные навыки восприятия знания. Усваивая знания, человек должен четко понимать, что ему нужно и что ему не нужно. Эти критерии помогают ему ориентироваться в океане знаний. Почему сейчас растут социальные сети? Почему знание становится очень дискретным? Почему происходит специализация по направлениям? Благодаря интерактивности социальных сетей люди выбирают себе те области познания и информации, которые ближе им. И это совершенно естественно, это в природе человека. В образовании очень важен этот личный фактор восприятия. Если мы вернемся к древним философам, перипатетикам, то мы увидим, как знание передавалось в то время. Знание для древних греков было не просто учебником, который читали студенты. Это было нечто, что передавалось в качестве традиции от учителя к ученику, что требовало личного восприятия со стороны ученика. Т.е. мы видим даже в классических образцах образования именно такой подход. И все это актуально в новых образовательных парадигмах, которые практикуются и в западных университетах, находя отражение также в Болонской системе. Это, безусловно, должно быть имплементировано в системе духовного образования.

Что это означает на практическом уровне? Это значит, что важным моментом в процессе образования является самостоятельная работа студента. Большинство из нас прошли через старую классическую семинарскую систему еще советского образца. Для нас процесс получения знания – это сидение на лекциях, когда преподаватель держит перед собой конспект и зачитывает оттуда. Этот конспект можно взять в библиотеке и почитать – преподаватель мало что нового добавит. В таком процессе передаче знаний доминирует лекция, зачитывание конспекта; в лучшем случае преподаватель, если он хороший специалист, может выходить за рамки конспекта. Это процесс не является, как правило, интерактивным – чаще всего студент пассивно воспринимает объем знаний, который передается преподавателем. Этот подход вытекает из того, что знание есть некое сокровище, недоступное студенту, но им владеет преподаватель, который студентам его раздает. Сейчас это уже неактуально – любой студент набирает Google и получает все, что ему нужно, порой даже больше, чем ему преподаватель расскажет на лекции. Поэтому студент должен активно участвовать в приобретении знаний. Задача преподавателя меняется: от просто трансляции знаний к тому, чтобы научить студента искать, добывать знания самостоятельно, вернее, ориентироваться в море знаний. Важно научить студента приобретать такие критерии и навыки, которые бы помогали ему отбирать в море информации то, что ему нужно. Именно на это сейчас перенацеливается образовательный процесс. Студент должен уметь работать самостоятельно, но в этом ему нужна помощь преподавателя.

В оказании такой помощи заключается смысл лекционного компонента в системе образования. Лекция остается важным компонентом образования, но перестает быть доминирующим. В современной Болонской системе на лекции отводится около половины образовательного процесса. Остальное – самостоятельная работа. Также важны семинары, на которых достигается максимальная интерактивность между студентом и преподавателем. Здесь на примере решения частных проблем оттачиваются навыки студента решать широкий спектр вопросов.

В Болонской системе объем знаний, полученных студентом, измеряется не только лекционными часами. Традиционно у нас мерой знаний является количество часов, отсиженных студентами в аудиториях. Именно это является критерием присуждения той или иной квалификации. К счастью, образовательная система сейчас от этого уходит. Образовательные кредиты, на которые переходит образовательная система, измеряют много параметров, учитывают много аспектов образовательного процесса. Это часы в аудитории, количество семинарских занятий, количество письменных работ, объем усвоенной литературы. Определяется круг чтения, который студент должен освоить. Прочитанный материал оценивается в кредитных единицах. Кредит становится универсальной единицей, определяющей объем знаний, усвоенных студентом. Это необходимо учитывать, когда мы говорим о реформировании духовного образования. Меняется в связи с этим отношение к учебному пособию. Это учебник или нечто большее? Сейчас достаточно зайти в Google, и мы найдем там гораздо больше информации, чем в любом учебнике. С одной стороны, учебник дает некий каркас знаний, он остается ключевым элементом учебного процесса, но этого каркаса становится уже недостаточно. Вокруг него формируется круг материалов, куда входят монографии, научные статьи, которые подбираются преподавателем. Студент должен погрузиться в этот круг чтения.

Характерной чертой круга чтения является вариативность мнений, находящихся внутри него. В рамках рекомендуемой литературы можно встретить разные точки зрения на один и тот же вопрос, и это не должно обескураживать. Студенты должны разобраться с этой вариативностью, которая способствует формированию объемности знаний.

Применение всех изложенных выше принципов призвано качественно изменить характер образования, получаемого в наших духовных школах. Цель этих изменений – не в реформах ради реформ, но в повышении уровня подготовки пастырей, а также взращивании профессорско-преподовательских и исследовательских кадров.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама