Сегодня тысячи наших соотечественников, преимущественно молодых, стремятся выехать из России и устроиться за рубежом. Многие видят цель своей жизни именно в этом. Мотивация проста: "Там жизнь лучше, чем здесь". Христианство переворачивает человека, ставя его с головы на ноги. Оно кардинально меняет его цели и, соответственно, его представление о том, что лучше и что хуже. Мы познакомились с американцем, который сознательно предпочел жить в России. Правда, сначала он предпочел американскому образу жизни монашеский устав. Архимандрит Закхей (Вуд) приезжал в Саратов, чтобы поздравить своего давнего друга Епископа Саратовского и Вольского Лонгина с тезоименитством. Мы попросили отца Закхея ответить на наши вопросы.
Расскажите, пожалуйста, о своей семье, детстве, родителях. Как получилось, что Вы, американец, пришли в Православие?
Я родился и вырос в православной среде. По линии матери у меня белорусские корни, а отец американец, в нем шотландская и ирландская кровь. Несмотря на то, что отец протестант, меня крестили в православном храме в честь Иоанна Крестителя в городе Спринг Вэлли (штат Нью-Йорк), и с той поры связь с Православной Церковью не прерывалась. С пяти лет я уже служил в алтаре сейчас я покажу вам фотографию (фото на мобильнике мальчик в стихаре. Ред.). Алтарником я был у протоиерея Анхеля Эстрада-Рео это испанец, принявший Православие. Он некоторое время был архидиаконом у святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича). Близким другом нашей семьи был архидиакон Роман Скварнавичюс, ныне покойный. Подростком я познакомился с владыкой Василием (Родзянко). Эти люди стали для меня примером смирения, достойнейшего служения Церкви и повлияли на мой выбор.
Несколько слов о Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде. Что дало Вам это учебное заведение?
Это очень, очень хорошее, интересное место! Сегодня в Православии есть спорные вопросы: консерватизм, либерализм... И мне кажется, что любое православное учебное заведение должно быть готово обсуждать эти вопросы. Речь отнюдь не о том, чтобы изменять нашей вере, изменять Священному Преданию, впадать в некое обновленчество, но обсуждать эти вопросы надо. Если мы боимся их обсуждать, исследовать, вникать в чужие мнения то мы не можем и защищать свою веру. А тот, кто уходит от вопросов, это трус или это тот, у кого нет уверенности в Истине. Мы православные, и это значит, что у нас на любой вопрос есть ответ искренний, правильный. В Свято-Владимирской семинарии нас научили не бояться вопросов, принимать вызовы современного мира. Мир задает нам сегодня много таких вопросов, горячих, необходимых: о месте Православия в современном мире, о месте Церкви в обществе... Во Владимирской семинарии мы, американские, имели возможность встречаться со студентами православных учебных заведений всего мира. У меня были друзья из Ливана, Сербии, Армении и, конечно, из России. Один из моих однокурсников сейчас служит Церкви как Епископ Архангельский и Холмогорский, я говорю, конечно, о Владыке Тихоне.
Как пришло к Вам решение о монашеском постриге?
Мы только вчера вечером, сразу после того, как я приехал из аэропорта, говорили с вашим Владыкой Лонгином об Афоне... Я в 89-м году был на Афоне, встретился там со старцем Паисием Святогорцем, вы, наверное, о нем знаете и он благословил меня на монашеский путь (в 1989 году нашему собеседнику было 18 лет! Ред.) Я пришел к этому не сразу, какое-то время колебался, видел свое будущее иначе: учеба в семинарии, затем, возможно, семейная жизнь как сложится... Священства я никогда не искал. Искал покаяния. Поэтому в конечном итоге стал монахом. Да, покаяние необходимо всем, но почему именно мне было необходимо монашество... Нет, это все-таки личный вопрос. Не для интервью.
В 2000 году Вы приехали в Россию неблагополучную, нестабильную, воюющую страну. Все это Вас не пугало?
Я и до этого приезжал в Россию, три месяца жил в Псково-Печерском монастыре в 1991 году, а затем проводил там какое-то время каждый год. Печеры для меня это родное место. Мое нынешнее постоянное пребывание в России это естественно. Я приехал сюда, чтобы учиться в Свято-Тихоновском богословском институте. Пока учился, жил в Сретенском монастыре. Именно тогда мы познакомились и подружились с будущим вашим архиереем, Владыкой Лонгином, он тогда еще был архимандритом.
Для меня Москва всегда была городом, к которому я стремился. Потому что Россия особая страна, а Москва ее столица, ее сердце. Я никогда не думал о том, что здесь страшно, плохо, я думал о другом о том, что это страна истинной веры. Если бы я не был священником, мне было бы, возможно, тяжело здесь, но поскольку я священник, я не представляю себе такого чтоб я в каком-то другом месте жил. Россия это мой дом. А приход нашего храма это моя семья. Самые близкие для меня люди.
Россия дала Вам что-то такое, чего Запад не дал бы?
Это очень личный на самом деле вопрос, очень интимный, я, может быть, и об этом отказался бы говорить, но если это во благо другим, если это действительно нужно читателям вашего журнала я готов сказать... Я православный священник, и мне необходимо, для меня спасительно принимать исповеди русских людей. Потому что такой искренности раскаяния нигде больше не найдешь только в России. Русские прихожане это люди, которые понимают, насколько они близки к Богу и насколько они согрешают. И я учусь у своих прихожан, конечно. Каждый священник должен учиться у прихожан. Как в семье умный отец всегда учится у своих детей. А мои прихожане меня учат и тому, как любить, и как каяться, и как быть гостеприимным. И многому другому.
А Вы сразу стали понимать своих прихожан или это пришло с опытом жизни в России? Не создавала ли Ваша "иностранность" проблем в отношениях с паствой?
Я достаточно давно в России, и трудно ли мне было, не трудно ли я понял уже, что такое русский человек. Я не горжусь этим, нет. В этом нет ничего удивительного. Это естественно.
И все-таки Вы человек из гораздо более благополучной страны. Жить в Америке гораздо легче...
Вы так думаете?
А разве не так?
Человек, значащий для меня очень много, очень много для меня сделавший отец Иоанн Крестьянкин, говорил, что в России легко спасаться. Потому что здесь именно требуется терпение, смирение. Именно здесь в метро, на улице я чувствую, должен как бы уменьшаться в размерах... Чтобы другой увеличивался. Хотя, с другой стороны, спасение не зависит от внешних условий. Можно спастись в Сан-Франциско, в Саратове, где угодно... А можно погибнуть на Афоне.
Значит, судьба России это Ваша судьба?
Нет. Я знаю, что не могу на такое претендовать, не имею права. Россия это огромная духовная величина, это земля, в которую сотни тысяч мучеников легли. Мы не должны забывать: когда мы просто ходим по этой земле мы ходим по антиминсу. Мы с вами, к сожалению, легко к этому относимся. Легко об этом забываем. А мы должны помнить, что они жизнь свою отдали ради нашего спасения. Где страдания там и благодать. Может быть, еще и поэтому Россия особое место. Вы прошли через такое страдание и сохранили веру во Христа...
Сохранили веру? Много ли было сохранивших веру после революции и во все советские годы?
У Спасителя нашего было всего двенадцать апостолов. Дело не в количестве.
Вам не страшно за завтрашний день России?
Отец Иоанн учил меня так: не переживай бесконечно того, что было вчера, потому что прошлого не изменишь. В прошлом надо каяться, но не переживать его бесконечно. И о завтрашнем дне не надо думать, потому что неизвестно, доживешь ли. Перед Богом ты отвечаешь за свой сегодняшний день.
На кого опирается сегодня Американская автокефальная Церковь: на выходцев из традиционно православных стран или на коренных американцев, принявших Православие?
Ее лицо меняется на глазах. Я молодой еще человек, но я уже могу сказать, что Церкви моего детства больше нет. Тогда почти у каждого прихожанина была или славянская фамилия, или какие-то славянские корни, как у меня. А сегодня большинство священнослужителей и прихожан это неофиты, выходцы из других конфессий. Если мы воспринимали православный храм как отчий дом, как что-то унаследованное от предков, то нынешние наши прихожане входят в Православие как в совершенно новый для них мир. Это не плохо, это хорошо. Но это совсем другое. У коренного американца другая психология, другой мир. Но если он принимает Православие это лишний раз доказывает: наша вера выше национальных различий и не определяется национальной психологией. Мы должны быть гибкими, чтобы реагировать на изменения.
Православный человек не принимает, не может принять многого, происходящего сегодня на Западе. Например, оправдания и активной пропаганды содомского греха. Или эвтаназии. Православный человек это человек иных убеждений, не тех, что у нерелигиозного западного человека. Но имеет ли он голос в современном мире, услышит ли его кто-нибудь, кроме собратьев по вере?
К сожалению, нет, потому что у нас нет единства. Его нет, для начала, на американском континенте среди православных юрисдикций США. Мы, чада Американской автокефальной Церкви, уповаем на единство, но есть другие, для них важнее единство национальное. Можно даже сказать, что Церковь для них это нечто вспомогательное, она помогает им остаться греками, или румынами, или сербами. Если бы в Америке была только одна Православная Церковь, картина была бы иной. Но сегодня живущий в Америке грек идет в свою греческую церковь, а румын в румынскую. И у каждой из этих Церквей свое мнение и свой настрой.
Но разве все эти Церкви не объединены Православием? Разве нет такого понятия: "православный мир"?
К сожалению, такого понятия нет. Нет полного понимания и поэтому нет единства православных народов. Это главная беда Православия сегодня, и это особенно хорошо видно, когда возникают конфликты между народами. Мы будем за это отвечать перед Богом. Мы найдем, о чем поспорить, но вот радоваться вместе мы разучились. Слава Богу, что у Русской Православной Церкви есть сегодня такой Патриарх, как Святейший Кирилл. Это очень умный человек, и он умеет разговаривать с другими. Я надеюсь, что, благодаря ему, мы будем двигаться к единству, которое так нам необходимо.
Беседовала Марина Бирюкова
Журнал "Православие и современность" № 13 (29) 2009 г.
Справка
Архимандрит Закхей (Вуд) родился в 1971 году в городе Сприг Вэлли (штат Нью-Йорк, США). Учился в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде. Был келейником у Предстоятеля Американской Православной Церкви митрополита Феодосия (Лазора), затем секретарем епископа Чикагского Иова (Осацкого). С начала 2000 года живет в России. В 2002 году возведен в сан архимандрита. В настоящее время представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате, управляющий подворьем Американской Церкви в Москве (храм святой великомученицы Екатерины на Всполье).
Источник: Православие и современность