Вчера газета "Вечерняя Москва" опубликовала рассказ о Елисее Савиче Морозове, талантливом предпринимателе, представителе известного купеческого рода, известном книжнике и глубоко верующем старообрядце. В этой маленькой и, по сути, доброй зарисовке о Елисее Савиче говорится как о чудаке, который всю жизнь размышлял о тайнах конца света, об Антихристе.
Профессором по этой части называли его старообрядцы, среди которых в те времена было немало знатоков писания, дерзающих прикасаться к тайнам последнего времени. Учение об Антихристе – испокон века была одной из самых серьёзных тем христианского богословия. Апостол и евангелист Иоанн, многие святые отцы оставили нам богодухновенные откровения и писания, раскрывающие природу и действия сына погибели, дабы христиане могли уберечь себя от прельщения в последние времена. По0-особенному звучала эта тема для русских старообрядцев во времена лютых гонений.
Но ныне в нашем обществе на эти темы принято не размышлять, а шутить. Это, как нельзя яснее, говорит о духовном отступлении России, случившемся за сто с небольшим лет. Наши светские современники уже не в силах понять духовные устремления Елисеея Савича, в серьез принять его озабоченность поверхностным, легкомысленным отношением к опасной тайне явления Антихриста. Они считают его чудаком. Верят в тайну вкладов, а не в неизбежный приход Антихриста. Одно хорошо в наши времена к таким "чудакам" как Елисей Савич проявляется насмешливое, но всё же беззлобное отношение.
Итак, после предварительных слов перепечатываем зарисовку из "Вечерней Москвы", которая добавляет интересные штрихи к портрету одного из наших духовных братий.
Какого вы мнения об Антихристе?
Один из фабрикантов Морозовых всю жизнь посвятил этому вопросу
Среди московских чудаков "книжники" всегда составляли сравнительно небольшую, но очень любопытную касту. Одним из самых известных московских библиофилов полтора века тому назад был Елисей Саввич Морозов, представитель славного семейства русских промышленников.
Елисей с юности буквально разрывался в своих устремлениях: получив блестящее образование, он с успехом занимался прикладной химией и слыл главным специалистом по текстильным красителям в России. А в среде старообрядцев его считали "профессором по части Антихриста". За свои красители он получил медаль на Парижской выставке, а за собрание книг и сведений об Антихристе – необыкновенное уважение не только среди единоверцев, но и у православных. Авторитет его был столь велик, что некоторые из раскольников поморского согласия, пообщавшись с ним, выделились в особое течение, названное "Елисеева вера". Самого же Елисея Саввича занимало только исследование вопросов, связанных с Антихристом, и в этом он был настоящим фанатиком.
Однажды в конце зимы 1862 года Морозов столкнулся в лавке Т. Ф. Большакова с Вуколом Михайловичем Ундольским, известнейшим русским библиофилом, собирателем древних книг и рукописей.
Вукол Ундольский полностью отдался своей страсти и смыслом жизни сделал собрание книг допетровской печати.
Сам же он жил очень скромно, уединенно, но своих сокровищ не таил, и многие московские ученые пользовались его книгами. "Профессор по части антихриста" Елисей Морозов был в их числе.
Когда два любителя старинных книги встретились в лавке, то Елисей Саввич, обретя достойного слушателя, немедленно повел речь о своем излюбленном предмете. К тому времени он, после долгих поисков истины, пришел к выводу, что Антихрист должен явиться миру в чувственном образе. Говорил Морозов вдохновенно, а Ундольский, уже не раз слыхавший эти речи, прервал его: "Эх, Елисей Саввич! И охота тебе вечно толковать об Антихристе? Ну, что он такое, Антихрист? Сказано же в Священном Писании: "Сын погибели", попросту значит – сукин сын и сволочь!"
Морозов онемел от неожиданности. Чернее тучи он вышел из книжной лавки, не попрощавшись ни с Ундольским, ни с хозяином. На другой день совсем рано, в шестом часу утра, в дверь Ундольского позвонили, и заспанная прислуга впустила Елисея Саввича, который прямо прошел в спаленку Вукола Михайловича, едва отверзнувшего очи и удивленно поинтересовавшегося: "Ты ли это, Елисей Саввич? Что так рано?" – "Послушай, Вукол Михайлович, – решительно и мрачно спросил Морозов. – Неужто ты и в самом деле такого мнения об Антихристе!?".
Оказалось, после разговора с Ундольским он места себе не находил, не смог заснуть всю ночь, и едва дождавшись утра, кинулся к нему на квартиру.
Оба этих человека почти не оставили следа в памяти потомков: Ундольский скончался в клинике Московского университета 1 ноября 1864 года, и после него осталась огромная библиотека, о которой городскому обществу пришлось принимать особое решение – столь уникально было это собрание. Морозов умер спустя четыре года.
Кроме этой рукописи и библиотеке, собранной им, своим наследникам Елисей Саввич оставил значительный капитал, состоявший, как говорили современники, в золотой и серебряной монете. Но про эти деньги, в отличие от материалов об Антихристе, никто ничего не знал – он их прятал в особой кладовой в своем доме...
По материалам источников: Правда старой веры