ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

О новой книге Димитрия Урушева. Рецензия А. Муравьева

04 мая 2007

Нередко в последнее время я задумывался, какие книги дать прочесть детям или просто обычным читателям, желающим узнать об истории Русской Церкви за прошедшие два столетия. Такой книги не было в моем распоряжении до недавнего времени. Книга Мельникова несколько устарела, другие написаны занудно... Но вот теперь я могу ответственно сказать, что такая книга появилась. Это небольшая брошюра историка и публициста Дмитрия Урушева "Лоза истинная".

Скажу сразу: эта книга, вообще говоря, не для детей. Точнее говоря, она не рассчитана на "детей", это вполне себе взрослая книга о трудной и страдательной истории Церкви в России XIX-XX вв. Но ее секрет состоит сразу в трех ее качествах: краткости, недискуссионности, вдохновенности.

Начнем с краткости. В силу сложившейся ситуации полная академическая истории Русской Церкви в XIX-XX вв. еще ждет своих составителей. Д. Урушев поставил правильную задачу – в ряде очерков описать историю Русской Церкви как историю страдания старообрядцев, "остальцев" древлего благочестия, а затем как народ Божий, обретший пастыря. И краткость, выступает у него неизбежным лекарством от академичности. Написать полно и неакадемично уже сложно. Поневоле приходится писать кратко, но доходчиво. Разумеется, этот метод – "не вполне научный", как любят говорить позитивисты. Ненаучность обозначает, что автор обходит молчанием то, что не вписывается в его историческую концепцию, старается объяснить то, что может вызвать сомнения и вопросы. Иначе говоря, помогает читателю сформулировать беспроблемную версию церковной истории, то, что греки называли μῦθος, а там уже пусть читатель разбирается сам. Переварив этот "мифос" читатель будет готов воспринять и более грубую пищу, более противоречивое изложение. В идеале надо бы такую историю дополнять "научно-критическим курсом" в роде Голубинского. Действительно, такого курса пока нет, да и ожидать его в ближайшие годы трудно. Пока мы формируем "мифос" (в духе Евсевия), затем придут систематизаторы, а там, может, доживем и до своего Голубинского.

Второе важное качество книги – ее мирный тон. И это при том, что автору ясно: никонианские писатели уже заполнили этот сектор церковной истории своими пропагандистскими сочинениями, в которых в качестве русской Церкви выступает их сообщество. Также он понимает, что пользоваться их историческими книжками совершенно невозможно, а писать анти-историю, вступая с ними в прямую дискуссию, тоже не годиться. Любой опыт в подобном роде заранее обречен на бесконечный спор без очевидных побед. Есть и другой путь – тот, которым пошел Ф.Е. Мельников. Это путь рассказчика, но рассказчика-апологета. Именно поэтому его история Старообрядческой Церкви остается пробным шаром, который в силу своего дискуссионного импульса по многим пунктам пролетает мимо лузы. И вот, как кажется, книга Д. Урушева путем отказа от полемики о предмете истории, достигает цели. История получается историей, факты становятся системой и образуют картину. Эта книга написана историком, твердо стоящим на позициях Древлеправославной Церкви Христовой, твердым христианином-поповцем.

И наконец, книга написана очень вдохновенно. За каждой фразой чувствуется не просто личная убежденность, но и живое желание поделиться с читателем. Это – важнейшее качество историка, о котором стали забывать в эпоху тотального вытеснения повествовательной истории историей научно-академического типа. Хотя профессора Доброклонский или Голубинский и были по-своему вдохновенными историками, но их позитивистская натура задала для церковной истории совершенно немыслимую планку. Сложно организованный текст с аппаратом и системой источников способен внушить читателю мысль о совершенной неодолимости церковной истории. Впрочем, в книге Дм. Урушева изложение льется плавно, хороший литературный язык помогает понять мысль автора, и создается целостная картина истории Церкви.

Девять очерков охватывают историю Церкви с обагренного мученической кровью 1685 года, когда царевна Софья опубликовала свои "12 статей". Конец этой книги являет мощное крещендо, которое обрывается на верхней ноте: "пришел потоп и победил всех". Речь идет о катастрофе 1917 г., которая положила конец восстановлению Церкви и процветанию старообрядчества. История мучений и катастрофы ХХ в. остается, таким образом, за границами этой книги. История Церкви ХХ в. должна быть написана уже с других позиций. Но для этой истории отныне задана тональность.

Если попытаться сформулировать претензии к книге (рецензии, как известно, без претензий не бывает), то окажется, что она избирательна в плане информации, не академична и местами "ангажирована". Все это верно. Однако, как мы уже говорили, книга Дм. Урушева и не претендует на академичность. Ее избирательность и "ангажированность" связаны с тем, что церковная история для автора – церковное дело и послушание. Академическая история хитрит, выдавая себя за "объективную". Методология у нее и правда, может быть объективной, но цели и задачи – едва ли. В книге нет подробного разбора споров, которые вызвало среди старообрядцев присоединение митрополита Амвросия, ни рассказа о староверах-часовенных Сибири и Алтая, ни повествования о скорбных разделениях второй половины ХIX в., когда государственной конфессии различными путями удалось спровоцировать раздор по поводу "Окружного послания". Да все эти истории и не нужны здесь – жанр очерков вполне допускает избирательность и обход "острых углов".

Соответственно, разбор деталей цитирования использованных трудов и формулировки доказательной базы не входит в задачу рецензента. Достаточно лишь подчеркнуть, что автор брошюры владеет всеми необходимыми приемами цитирования и научного оформления. История Церкви тут изложена с определенных конфессиональных, а не с "научно-отстраненных" позиций. Но должны быть и опыты в таком жанре, в конце концов, государственные книжные магазины заполнены конфессиональной литературой новообрядцев, представляющей историю Церкви с их точки зрения. Иллюстраций в книге немного, но на их примере понятно, как много значит изобразительный ряд в современной книге. Одним словом, эту книгу без колебаний можно рекомендовать ее всем, кто желает ознакомиться с внятным и вдохновенным изложением истории русской старообрядческой Церкви в один из решающих периодов ее существования. Собственно, чего еще желать? Только продолжения

По материалам источников: Правда старой веры

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама