В Тюмени прошла презентация книги "Старообрядчество и старообрядцы Западной Сибири (XVII-XXI вв.)". Тюменский писатель и историк Артур Чернышев именно так, без претензий на вычурность, назвал свой многолетний труд. Его представление читателям состоялось в офисе компании "Газснаб", возглавляемой Виктором Рябковым. Директор выходец из старообрядческой среды и потому охотно взялся за финансирование издания. Как известно, после начала гонений, с середины XVII века, староверы стали расселяться по самым отдаленным и труднодоступным местам страны (включая Сибирь), уезжали за рубеж, где и поныне живут обособленно, свято чтя национальные традиции и обычаи, следуя христианским заповедям и заветам своих далеких предков. В этом исследовательском труде даны описание историко-документальных материалов о западно-сибирском старообрядчестве и обобщающие сведения из архивов, музеев, библиотек. Справочник необходим людям, интересующимся данной темой, это фактически путеводитель по истории староверчества, подробный обзор соответствующей литературы и документов. Библиография отражает хронологический замер письменных источников с 1653-го по 2006 год всего более 400 названий. Плюс около 130 историко-архивных единиц, а также подраздел о литературных наработках последних лет. "Сам феномен раскола Русской православной церкви в XVII столетии вызывал и вызывает горячий интерес исследователей, общественных деятелей, любителей истории, подчеркнул доцент кафедры отечественной истории Тюменского госуниверситета Владимир Темплинг. Долгое время старообрядчество не только преследовалось официальными властями, но и подвергалось идеологическому шельмованию. Каких только небылиц не распространялось о раскольниках". Ученый напомнил, что лишь полтора века назад оценка этого явления приобрела более взвешенный характер, в XX веке произошел подлинный научный переворот археографическое открытие Сибири. Экспедиции и архивные разыскания новосибирских ученых позволили составить картину трехвековой яркой, насыщенной, трагичной и неоднозначной истории сибирского старообрядчества, многие захватывающие сюжеты которой разворачивались именно на территории бывшей Тобольской губернии. Известно, в городе на Иртыше отбывали ссылку протопоп Аввакум, романовский поп Лазарь, патриарший подьяк Федор Трофимов, казанский чернец Иосиф Астомен, сюда же ссылали участников противостояния в Соловецком монастыре... Под их влиянием местное духовенство и миряне объединялись на почве неприятия никоновских церковных реформ. Один из священников после возвращения из Пустозерского заточения устраивает недалеко от Ялуторовска пустынь, куда начинают стекаться крестьяне и служилые из окрестных сел, деревень, городов. Действия встревоженных властей привели к самосожжению в ночь с 6 на 7 января 1679 года огромного числа местных жителей по разным источникам, погибло от 1700 до 2700 человек. Самосожжения это реакция на попытки силового вмешательства государства во внутренний мир человека. А эти люди не пожелали перестраивать себя, менять свои взгляды, устоявшийся за шесть веков русского христианства порядок вещей, в том числе и свой религиозный быт, в угоду политике тогдашних правителей Руси. Они не потерпели бесцеремонного администрирования в духовной жизни и мужественно отстаивали свою позицию. Правда, в разное время по отношению к староверам наблюдались некоторые послабления как, например, при государыне Екатерине II или в период царствования Николая II. В частности, речь идет об известном законе "О началах веротерпимости", который запретил называть приверженцев старой веры раскольниками. Во время встречи говорилось о том, что старообрядчество выдвинуло из своей среды немалое число выдающихся людей: протопопа Аввакума, боярыню Морозову, фамилии Рябушинских, Морозовых, Рахмановых, Солдатенковых, Щукиных, Гучковых, сибиряков Савву Мамонтова, Авраамия Венгерского, Якова Лепихина, Симеона Ключарова и, конечно, Мирона Галанина, духовного лидера урало-сибирского старообрядчества. Кстати, в честь 200-летия его памяти в 2006 году в Исетском прошли Галанинские чтения с участием епископа старообрядческого Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина). Есть неписаный закон сколь глубоко и уважительно мы можем заглянуть в прошлое, столь же далеко нам удастся посмотреть в будущее. И очень важно знать, кто мы, откуда мы, куда идем. В этом смысле новая книга об истории старообрядчества весомый вклад в постижение сущности носителей духовности русской нации старообрядцев.
По материалам источников: Труд-7 в Западной Сибири (Тюмень)