ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Александр Поносов и старообрядчество: страницы биографии

А.А.Безгодов :: 08 мая 2007

3 мая в городе Верещагино возобновились судебные слушания по делу директора сельской школы Александра Поносова.

На этот раз процесс вела судья Валентина Тиунова. Государственный обвинитель в кассационном представлении, направленном в краевой суд, просил отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд, но в ином составе. По его мнению, выводы, изложенные в постановлении, противоречивы.

Александр Михайлович Поносов

Поносов, со своей стороны, также в кассационной жалобе, просил отменить принятое ранее постановление суда и прекратить дело за отсутствием состава преступления. Директор школы считает, что районный суд нарушил нормы процессуального законодательства, а выводы, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Еще в конце марта коллегия по уголовным делам краевого суда пришла к выводу, что районный суд прекратил дело с нарушениями процессуального законодательства. Коллегия выявила несоответствие выводов, изложенных в постановлении суда, фактическим обстоятельствам дела. Решение о прекращении дела было отменено и отправлено в Верещагинский районный суд на новое рассмотрение.

В итоге Верещагинский районный суд приговорил Александра Поносова к штрафу в размере 5 тыс. руб. После оглашения приговора А.Поносов заявил журналистам, что собирается обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях, передает радиостанция "Эхо Москвы".

В прессе за последние полгода много говорилось о судебном деле и о директорстве Поносова, но нам бы хотелось познакомить наших читателей с самим Александром Поносовым, раскрыть некоторые страницы истории его семьи, в том числе поговорить и о роли старообрядчества в его жизни.

Как оказалось, "старообрядческий" вопрос взволновал даже краевые власти в Перми. Как стало известно, еще в ходе первого судебного разбирательства, сотрудники департамента внутренней политики, провели разъяснительную беседу с Верещагинским старообрядческим священником о. Валерием. В ходе беседы спрашивали о роли старообрядчества в этом деле, просили провести беседу с Поносовым, чтоб он "не афишировал" своей принадлежности к старообрядчеству. Такая беседа объяснялась опасением религиозного экстремизма.

Однако старообрядческий вопрос время от времени проявляет себя. На одном из семинаров у сепычевского директора школы спрашивали о его мнении по вопросу введения в школах такого предмета, как Основы православной культуры (ОПК), на что Александр Поносов честно ответил, что он является сторонником предмета "История мировых религий", а основы конфессиональной истории и культуры должны преподаваться дома и в воскресных школах при церквях (при мечетях и т.д.). Некоторые даже намекали о пропаганде Поносовым старообрядчества в школе, что выглядит довольно нелепо, так как подавляющее большинство учеников и так является старообрядцами. Дело в том, что само село Сепыч является коренным старообрядческим селом, равно как и все близ лежащие деревни.

Итак, раз уж в связи с этим делом довольно часто упоминается старообрядчество, давайте рассмотрим, как это касается самого Александра Михайловича Поносова.

Согласно архивным данным, фамилия Поносов впервые упоминается в Пермском крае в первой половине 17 века. По одной из версий название фамилии происходит от коми-пермяцкого слова "пон-ыс" – собака, по другой версии от старого русского слова "поносИть" (ругать).

Прадед Александра – Филипп Александрович Поносов жил в Вознесенской волости Оханского уезда Пермской губернии (в наст. время Верещагинский район Пермской обл.) и по вероисповеданию был потомственным старовером, принадлежал к Древлеправославной Церкви приемлющей Белокриницкую иерархию. По своему занятию он был мельничным мастром.

Дед, Афанасий Филиппович Поносов, жил там же, в д. Евсино, в которой по своему благочестию был избран прихожанами и рукоположен в священники. Служил он в находящейся здесь же, в д. Евсино, старообрядческой Церкви (позже эта Церковь была перевезена в с. Бородулино). Так было суждено, что о. Афанасий стал последним священником Евсинской Церкви. В конце 1920-х годов Церковь была закрыта. После закрытия Церкви сельский священник занялся крестьянским трудом. Но своих духовных чад, наверное, не оставлял без надзора, по крайней мере в 1937 году был арестован и осужден по статье 58 на 10 лет. Но вскоре был оправдан и в 1940 году вернулся домой. Но пожить спокойно так и не дали, в 1941 году о. Афанасий был мобилизован в Трудовую Армию, а в 1942 году он умер (по другим данным погиб). В это же время похожая судьба была у многих священников, среди них еще один Поносов, тоже белокриницкий священник из села Ильинского о. Иоанн (1873 г.р.), который в 1930 году был осужден к трем годам концлагерей.

Отец Александра, Михаил Афонасиевич Поносов, родился в 1928 году в д. Евсино. Почти всю свою жизнь он проработал на железной дороге в Верещагино. Женат был на Анне Ульяновне, которая так же была потомственная староверка и принадлежала к часовенному согласию (по местному "Путинская вера"). Родилась она в Путинском сельсовете и по вере ее воспитали старики при староверской часовне. До настоящего времени она является крылошанкой старообрядческой церкви в Бородулино.

Михаил Афонасиевич с детства был обучен церковной грамоте, и когда уже работал, никогда не оставлял молитвы. Верной спутницей и помошницей ему всегда была его супруга Анна Ульяновна. В те тяжелые для Церкви времена на молитву собирались по домам. В это время часто ездили по другим общинам, посещали своих братиев в с. Пристань, городах Омутнинск и Горький. Позже в Верещагинской старообрядческой Церкви Михаил Афонасиевич был крылошанином, исполнял обязанности уставщика. В конце 1970-х годов, когда в Верещагино скончался о. Иоанн, его стали просить стать священником, но по болезни Михаил Афонасиевич не смог и вскоре (в 1980 году) умер.

В 1966 году в благочестивой семье староверов родился Александр Михайлович Поносов. В это время родители жили в Нытвенском районе Пермской области. Позднее семья переехала в село Ильинск, а потом в Верещагино. В детстве вместе с родителями часто бывал в других старообрядческих общинах, куда ездили на службы по праздникам. Когда находились дома, ходили на службы в Верещагинский храм, где родители состояли в причте. После школы Александр пошел в Армию, служил на флоте на Дальнем Востоке, закончил службу в Югославии.

После армии работал на разных работах. После поступления в Пермский Университет стал работать в школе учителем истории. Но через год пришлось уйти из школы и бросить университет: в стране начались преобразования и последовавший затем глубокий кризис. В это время было не до учебы, надо было кормить семью. Пришлось заниматься малым предпринимательством, позже, в селе Сепыч, он занялся фермерством, купил трактор. В эти трудные для семьи годы его поддерживала жена Валентина Лукитична (Мошева), которая была из староверской семьи и принадлежала к поморскому согласию. Не забывали они и Церкви, всегда, когда была возможность, ездили на службы в Верещагино и Бородулино, брат Александра делел для Церкви свещи. Когда строили Церковь в Сепыче, Александр также оказывал посильную помощь.

Со временем жизнь наладилась и Александр снова пошел работать в Сепычевскую школу, преподавал ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), вел краеведческий кружок "Поиск". В 1997 году заново поступил в Пермский Университет на Исторический факультет, его научным руководителем стал известный Пермский историк и этнограф д.и.н. Г.Н. Чагин. Закончил университет в 2003 году, дипломная работа называлась "Старообрядческие общины и население Верхокамья XVII – XIX веков". В это время Александр уже работал учителем истории.

В 2004 году Александра Михайловича назначают директором Сепычевской школы (тогда еще в старом здании). Не будем рассказывать о его трудовых достижениях и проблемах, это не входит в рамки нашего повествования, скажем лишь, что во многом благодаря ему, удалось "выбить" средства на строительство нового здания школы.

Сепычевская средняя школа

В последнее время у Александра Поносова, ставшего в преподавательской среде известным, часто стали спрашивать совета, просят проконсультировать по проблемам программного обеспечения в школах. Перед новым этапом судебных слушаний Александр приезжал в Москву, где участвовал в консультациях и совещаниях при Совете Федерации РФ по вопросу школьного программного обеспечения и о возможностях использования программ Линокс как альтернативе Майкрософту. Затрагивались вопросы разработки собственных, российских компьютерных образовательных программ специально для школ.

Александр благодарит всех старообрядцев, молитвенно поддерживавших его за благополучный исход дела, и всех, кто информационно поддерживал его, в том числе и в интернет-сети. Еще зимой, когда были самые тяжелые судебные тяжбы, явно ощущалась молитвенная поддержка, а когда из Бородулинского храма ехали в Верещагино на судебное заседание, то по обе стороны от дороги стояли яркие радужные столбы. В эти дни приходило много писем со словами поддержки не только со всей России, но и всего мира. Из Англии писал один адвокат, что он был бы рад защищать его в суде, но к сожалению не знает русского языка. Неожиданно было услышать слова поддержки которые пришли из Соединенных Штатов от Оксаны Садовской, у которой дед оказался тоже Поносовым, с ней даже началась переписка.

Александр Поносов живет в селе Сепыч с женой и детьми в хорошем каменном доме, и все на селе знают, что Александр не только крепкий хозяин, но и добрый семьянин, и его дети подтверждение тому, что традиции староверия будут продолжаться в семье и впредь.

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама