ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Спор-клуб. Кнут и пряник для старообрядцев

Анастасий Воскресенский :: 10 мая 2007

Мы открываем новую рубрику. Для тех, кто видит проблемы, стоящие перед нынешним старообрядчеством. Для тех, кто хочет искать выход из сегодняшнего тяжелого кризиса. Для тех, кто хочет принять участие в широкой дискуссии по вопросам возрождения старой веры. В общем, для людей не теплохладных.

Мы собираемся публиковать под этой рубрикой самые откровенные, самые острые мнения наших читателей. Надеемся. что большинство из них неравнодушны к судьбе старообрядчества, и они готовы поделиться своими сокровенными мыслями с братией.

Сегодня мы предоставили слово Анастасию Воскресенскому, автору убежденному в своей правоте, не боящемуся упреков в неполиткорректности или отсутствии такта. Его откровенный стиль несколько необычен для нынешней старообрядческой печати. Но мы сознательно идем на это, потому что именно так думают многие старообрядцы. И те из них, которые захотят продолжить затронутую тему или открыть собственную, могут присыласть свои материалы на адрес kitej1@yandex.ru.

КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ СТАРООБРЯДЦЕВ

Многовековая и многоскорбная история Церкви учит нас беречься раскольников и еретиков, особенно же тех, кто обращается к нам, прикрываясь именем Спасителя и словами о христианской любви. Сам Господь предупреждает нас: "Блюдите, да не прельщении будете. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, яко Аз есмь И время приближися, не изыдете убо вслед их" (Лк. 21,8).

Христос называет таких прелестников "лжепророками" (Мф. 24,11), а апостол Павел – "лжеапостолами": "Лживи апостоли, делатели лстивии, преобразующеся во апостолы Христовы. И не дивно, сам бо сатана преобразуется во ангела светла" (2 Кор. 11,13-14).

Ныне древлее православие переживает не лучшие времена. Пользуясь этим, подняли голову те силы, что веками мечтают уничтожить Святую Церковь и пресечь род правоверных христиан-старообрядцев. В XVIII-XIX веках эти силы использовали для борьбы с Церковью доносы и поклепы, дыбу и кнут, тюрьму и каторгу. Но в наши "гуманные" времена пользоваться насилием для достижения "христианского мира" уже невозможно. На смену политики igni et ferro (огня и меча) пришла политика кнута и пряника, разработанная еще в дореволюционной синодальной церкви и воскрешенная в последние десятилетия в Русской Православной Церкви (РПЦ).

Политика пряника заключается в том, что староверов приторно-сладкими посулами заманивают в пучины "житейского моря", в хитросплетения большой политики. На протяжении трех веков благочестивых христиан клеймили прозвищами "раскольников", "еретиков", "отщепенцев" и "изгоев". Ныне старообрядцев убеждают в том, что они такие же равноправные граждане России, как и представители прочих религий (никониане, мусульмане, иудеи, буддисты и пр.), или, во всяком случае, нечем не хуже прочих. Нас усиленно и уверенно тянут в политику, соблазняя участием во Всемирных русских народных соборах и прочих прелестях великосветской жизни.

Эти взаимоотношения современного старообрядчества и никонианства неизменно напоминают мне "Сказку о глупом мышонке" С. Я. Маршака. Представители Московского Патриархата приходят к нам с разговорами о возрождении России и о поисках новой национальной идеологии. И, к сожалению, находятся "глупые мышата", готовые слушать елейные речи патриаршей тети-кошки. На каждое ее мяуканье они готовы послушно отзываться: "Голосок твой так хорош, очень сладко ты поешь". Но конец этой сказочки общеизвестен:

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

Вот мурлычет отец современного единоверия о. Иван Миролюбов, рассуждая о взаимоотношениях между староверами и никонианами, о "потеплении отношений" и "диалоге": "Потепление налицо и для этого имеются серьезные основания... Сегодня обе стороны находятся только на пути к диалогу... То, что между Русской Православной Церковью и старообрядцами происходит сейчас, можно назвать уже первой фазой диалога, когда наступило время собеседований, встреч, дискуссий, предпочтительнее даже неформальных, для разъяснения позиций, выявления разногласий, преодоления взаимного отчуждения и негативных стереотипов восприятия друг друга. И такой процесс взаимного узнавания, привыкания сейчас набирает силу".

Тех же благочестивых и богобоязненных христиан, которые не желают "диалога" или иного общения с никонианами, он называет "ослепленными, духовно несостоявшимися людьми", нежелающими "искать пути спасения и противостояния злу".

Для таких "упрямцев", не прельщающихся патриаршим пряником, представители Московского Патриархата приберегли кнут.

Современная политика кнута заключается в том, что никониане постоянно указывают старообрядцам то место, на котором желали бы видеть их. Это место, на которое силою загнали благочестивых христиан в царской России, место париев, "лютых неприятелей государству и государю", лишенных элементарных гражданских прав и свобод. Граф Сологуб, чиновник XIX века, писал о тогдашнем положении староверов: "Раскольники не имеют пред законом ни наставников, ни молельни, ни жен, ни детей, ни прав, ни обязанностей. Они не возвышены до степени разумного общества, а унижены до степени стада без пастыря". Нас вновь пытаются унизить до степени стада.

Для этого хороши любые более-менее законные средства. Как и в XIX веке господствующая Церковь беззастенчиво присваивает себе культовое имущество, некогда принадлежавшее староверам. И в Москве, и в провинции они прибирают к рукам наши храмы, наши иконы, наши колокола.

Другой способ наказать кнутом – громко и эффектно щелкнуть им, очернив старообрядчество на страницах светской или церковной прессы. Тогда тихое мурлыканье сменяется громким шипением, и тетя-кошка заявляет голосом отца Сысоева: "Ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет... Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке русской революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы... В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги... В староверческих деревнях вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния".

Конечно сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Рано или поздно тетя-кошка живо расправится с глупым мышонком, а тот и пикнуть не успеет. Но кошка животное хитрое, она не сразу съедает мышку, а сначала издевается над жертвой, играет с нею. И, к сожалению, не все староверы способны уразуметь, какую страшную игру ведет с нами Московская Патриархия. А игра ведется коварная, двойная, цель ее – втянуть Истинную Церковь в политические интриги, дискредитировать и расколоть.

Кнут и пряник – современные символы межконфессионального диалога в России. Чем же руководствуется РПЦ в этом диалоге? Стремлением подчинить себе духовную жизнь всех русских людей, жаждой власти и денег.

Но вспомним Писание. Разве не диавол – падшая Денница – начальник властолюбия? Глаголет пророк Исайя: "Како ся спаде с небесе, Денница, восходящия заутра! Сокрушися на земли, пущаяй ко всем странам. Ты бо рече в уме своем: "На небо взыйду и выше звезд небесных поставлю престол свой и сяду на горе высоце, на горах высоких, яже на севере; взыйду выше облак и буду равен Вышнему". Ныне же во ад снидеши, в корение земли" (Ис. 14,11-15). И разве не диавол "ложь есть и отец лжи" (Ин. 8,44)?

Ради сохранения древлего православия, ради церковного мира, ради истинной христианской любви надлежит староверам отказаться от всякого политического дружества и кумовства с никонианами. Пусть нас соблазняют перспективами всероссийского масштаба и вселенской утопией, мы же, как во времена протопопа Аввакума, "станем добре, не предадим благоверия"!

Вспомним заповедь преподобного Феодора Студита: "Общение с еретиками – это не общий хлеб, а яд, повреждающий не тело, но очерняющий и омрачающий душу". Вспомним учение апостола Павла: "Кое бо причастие правде к беззаконию? Ли кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верну с неверными?" (2 Кор. 6,14–15).

08.07.05.

По материалам источников: Правда старой веры

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама