Мы открываем новую рубрику. Для тех, кто видит проблемы, стоящие перед нынешним старообрядчеством. Для тех, кто хочет искать выход из сегодняшнего тяжелого кризиса. Для тех, кто хочет принять участие в широкой дискуссии по вопросам возрождения старой веры. В общем, для людей не теплохладных.
Мы собираемся публиковать под этой рубрикой самые откровенные, самые острые мнения наших читателей. Надеемся. что большинство из них неравнодушны к судьбе старообрядчества, и они готовы поделиться своими сокровенными мыслями с братией.
Сегодня мы предоставили слово Анастасию Воскресенскому, автору убежденному в своей правоте, не боящемуся упреков в неполиткорректности или отсутствии такта. Его откровенный стиль несколько необычен для нынешней старообрядческой печати. Но мы сознательно идем на это, потому что именно так думают многие старообрядцы. И те из них, которые захотят продолжить затронутую тему или открыть собственную, могут присыласть свои материалы на адрес kitej1@yandex.ru.
КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ СТАРООБРЯДЦЕВ
Многовековая и многоскорбная история Церкви учит нас беречься раскольников и еретиков, особенно же тех, кто обращается к нам, прикрываясь именем Спасителя и словами о христианской любви. Сам Господь предупреждает нас: "Блюдите, да не прельщении будете. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, яко Аз есмь И время приближися, не изыдете убо вслед их" (Лк. 21,8).
Христос называет таких прелестников "лжепророками" (Мф. 24,11), а апостол Павел – "лжеапостолами": "Лживи апостоли, делатели лстивии, преобразующеся во апостолы Христовы. И не дивно, сам бо сатана преобразуется во ангела светла" (2 Кор. 11,13-14).
Ныне древлее православие переживает не лучшие времена. Пользуясь этим, подняли голову те силы, что веками мечтают уничтожить Святую Церковь и пресечь род правоверных христиан-старообрядцев. В XVIII-XIX веках эти силы использовали для борьбы с Церковью доносы и поклепы, дыбу и кнут, тюрьму и каторгу. Но в наши "гуманные" времена пользоваться насилием для достижения "христианского мира" уже невозможно. На смену политики igni et ferro (огня и меча) пришла политика кнута и пряника, разработанная еще в дореволюционной синодальной церкви и воскрешенная в последние десятилетия в Русской Православной Церкви (РПЦ).
Политика пряника заключается в том, что староверов приторно-сладкими посулами заманивают в пучины "житейского моря", в хитросплетения большой политики. На протяжении трех веков благочестивых христиан клеймили прозвищами "раскольников", "еретиков", "отщепенцев" и "изгоев". Ныне старообрядцев убеждают в том, что они такие же равноправные граждане России, как и представители прочих религий (никониане, мусульмане, иудеи, буддисты и пр.), или, во всяком случае, нечем не хуже прочих. Нас усиленно и уверенно тянут в политику, соблазняя участием во Всемирных русских народных соборах и прочих прелестях великосветской жизни.
Эти взаимоотношения современного старообрядчества и никонианства неизменно напоминают мне "Сказку о глупом мышонке" С. Я. Маршака. Представители Московского Патриархата приходят к нам с разговорами о возрождении России и о поисках новой национальной идеологии. И, к сожалению, находятся "глупые мышата", готовые слушать елейные речи патриаршей тети-кошки. На каждое ее мяуканье они готовы послушно отзываться: "Голосок твой так хорош, очень сладко ты поешь". Но конец этой сказочки общеизвестен:
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
Вот мурлычет отец современного единоверия о. Иван Миролюбов, рассуждая о взаимоотношениях между староверами и никонианами, о "потеплении отношений" и "диалоге": "Потепление налицо и для этого имеются серьезные основания... Сегодня обе стороны находятся только на пути к диалогу... То, что между Русской Православной Церковью и старообрядцами происходит сейчас, можно назвать уже первой фазой диалога, когда наступило время собеседований, встреч, дискуссий, предпочтительнее даже неформальных, для разъяснения позиций, выявления разногласий, преодоления взаимного отчуждения и негативных стереотипов восприятия друг друга. И такой процесс взаимного узнавания, привыкания сейчас набирает силу".
Тех же благочестивых и богобоязненных христиан, которые не желают "диалога" или иного общения с никонианами, он называет "ослепленными, духовно несостоявшимися людьми", нежелающими "искать пути спасения и противостояния злу".
Для таких "упрямцев", не прельщающихся патриаршим пряником, представители Московского Патриархата приберегли кнут.
Современная политика кнута заключается в том, что никониане постоянно указывают старообрядцам то место, на котором желали бы видеть их. Это место, на которое силою загнали благочестивых христиан в царской России, место париев, "лютых неприятелей государству и государю", лишенных элементарных гражданских прав и свобод. Граф Сологуб, чиновник XIX века, писал о тогдашнем положении староверов: "Раскольники не имеют пред законом ни наставников, ни молельни, ни жен, ни детей, ни прав, ни обязанностей. Они не возвышены до степени разумного общества, а унижены до степени стада без пастыря". Нас вновь пытаются унизить до степени стада.
Для этого хороши любые более-менее законные средства. Как и в XIX веке господствующая Церковь беззастенчиво присваивает себе культовое имущество, некогда принадлежавшее староверам. И в Москве, и в провинции они прибирают к рукам наши храмы, наши иконы, наши колокола.
Другой способ наказать кнутом – громко и эффектно щелкнуть им, очернив старообрядчество на страницах светской или церковной прессы. Тогда тихое мурлыканье сменяется громким шипением, и тетя-кошка заявляет голосом отца Сысоева: "Ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет... Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке русской революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы... В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги... В староверческих деревнях вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния".
Конечно сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Рано или поздно тетя-кошка живо расправится с глупым мышонком, а тот и пикнуть не успеет. Но кошка животное хитрое, она не сразу съедает мышку, а сначала издевается над жертвой, играет с нею. И, к сожалению, не все староверы способны уразуметь, какую страшную игру ведет с нами Московская Патриархия. А игра ведется коварная, двойная, цель ее – втянуть Истинную Церковь в политические интриги, дискредитировать и расколоть.
Кнут и пряник – современные символы межконфессионального диалога в России. Чем же руководствуется РПЦ в этом диалоге? Стремлением подчинить себе духовную жизнь всех русских людей, жаждой власти и денег.
Но вспомним Писание. Разве не диавол – падшая Денница – начальник властолюбия? Глаголет пророк Исайя: "Како ся спаде с небесе, Денница, восходящия заутра! Сокрушися на земли, пущаяй ко всем странам. Ты бо рече в уме своем: "На небо взыйду и выше звезд небесных поставлю престол свой и сяду на горе высоце, на горах высоких, яже на севере; взыйду выше облак и буду равен Вышнему". Ныне же во ад снидеши, в корение земли" (Ис. 14,11-15). И разве не диавол "ложь есть и отец лжи" (Ин. 8,44)?
Ради сохранения древлего православия, ради церковного мира, ради истинной христианской любви надлежит староверам отказаться от всякого политического дружества и кумовства с никонианами. Пусть нас соблазняют перспективами всероссийского масштаба и вселенской утопией, мы же, как во времена протопопа Аввакума, "станем добре, не предадим благоверия"!
Вспомним заповедь преподобного Феодора Студита: "Общение с еретиками – это не общий хлеб, а яд, повреждающий не тело, но очерняющий и омрачающий душу". Вспомним учение апостола Павла: "Кое бо причастие правде к беззаконию? Ли кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верну с неверными?" (2 Кор. 6,14–15).
08.07.05.
По материалам источников: Правда старой веры