Уже вторая половина Великого поста.. Как мы говорили, согласно молитве Ефрема Сирина, что в начале мы должны очистить свою душу. Господи и Владыко Живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Больше всего наша душа засорена праздностью, унынием, когда ничего не хочется делать. Как обыкновенно говорят, любоначалием, только приказывать кому-то, а не самим исполнять, и празднословием. Хлебом, как говорится, не корми, а только бы поболтать, но за каждое праздное слово мы дадим ответ Богу.
Вот мы в начале Великого поста должны были очистить от праздных слов свою душу. Очистить это начало, вычистить сосуд, в него нужно влить. И что мы должны были влить. Дух же смирения, терпения, и любви даруй ми, рабу Твоему. Гордым Бог противится, смиренным даёт благодать. Благодать, прежде всего, на терпение, мы все очень нетерпеливы. А сказано: терпением спасайте души ваши, без терпения трудно достигнуть спасения.
152996-86c32-29736072-m549x500
Значит, смирение в нашу душу проводит благодать Божию, прежде всего на терпение, терпеливо проходить свой путь. Всякое раздражение, укорение, гнев, на кого бы то ни было, осуждение, ропот должны быть исключены. И за терпением придёт к нам любовь.
Мы все часто много говорим о любви, любовь ставим во главу всего, а когда доходит до любви, тут у нас не хватает терпения. Любить это значит выносить недостатки другого, помогать другому, снисходить к нему, заботиться о нём, поднимать немощи другого. А мы думаем, что любовь это то, что нам нравится. Нравится такой-то человек мы его любим, не нравится можем и ненавидеть. Такое понимание любви от лукавого, любить человека нужно всякого, ибо всякий человек образ и подобие Божие.
Вот что мы должны были на средине поста положить в свою душу. Спросим у себя, есть ли у нас смиреннее, терпение и любовь?
На конец поста мы должны научиться видеть свои грехи и никого не осуждать. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего.
Зреть прегрешения, видеть свои грехи это самое трудное. Только после того, как мы очистим от праздности и празднословия свою душу, наполним её смирением, терпением и любовью, научимся видеть свои грехи.
Видеть грехи другого это мы все можем, в глазу брата нашего заметим и соринку, а в своем проглядим и бревно. А надо видеть свои грехи, из всех грешников первый я.
Попробуй представить себя грешником, как сразу заработает лукавая мысль, есть, мол, и люди большие грешники, почему это я первый грешник. Вот сразу и осуждение, фарисейство, я не как прочие. А нужно только видеть себя хуже всех. Другой человек плохой значит, я виноват. А в самом деле, если б так все поступали и не было бы грешников. Другой человек делает плохо значит, надо помочь ему, чтоб делал хорошо. И тогда мы из первого грешника становимся первыми праведниками. Как и говорится: последние станут первыми.
Даруй ми зрети, видеть свои грехи, Господи, и не осуждать брата моего. Осуждать кого бы то ни было это осуждать самого себя. Другой плохой это ты плохой. Чтоб он не был плохим, что ты для него сделал?
Вот что мы сделали для того, чтоб исследовать свои грехи и освободиться от них, и что сделали для того, чтоб другой не грешил? Эти вопросы пусть останутся для разрешения на конец поста.
Пасха это полюбить всех, простить все обиды, обняться. Христос любовь, мы все должны объединиться в любви, кто не объединяется в любви, тот выпадает из цепи спасения.
Ещё неделя, потом Страстная и Пасха... Времени немного, а дела очень много.
Да исправится молитва моя. Ныне силы Небесные с нами невидимо служат, с верою и любовию приступим, да причастники жизни вечной будем воскликнем из глубины души. Делай, не ленись, душа. Аминь.
Источник: Православие и мир