Прошлая неделя разродилась историческим событием. Объединение РПЦ и РПЦЗ, о котором так долго говорили, завершилось совместным актом. Старообрядцы, как всегда, наблюдали за этим очередным судьбоносным действием с галерки. Нас ведь это не касается.
Нам ясно, что карловацкий раскол был политическим, а не религиозным. А политика переменчива. И это хорошо для русского государства. Особенно сегодня.
Но раскол, случившийся в 17 веке, был совсем другой природы. Это была великая русская религиозная война, в которой неправда, несмотря на все старания, не смогла до конца победить, а правда была повержена, но все-таки осталась жива. Итоги этой войны оказали гораздо большее влияние на судьбу России, чем карловацкий раскол. Очевидно, что и её последствия не могут быть преодолены одной лишь политической волей.
Поэтому в сегодняшнем событии для нас нет ни урока, ни примера, думали староверы, сидя на галерке.
И ошибались.
Сначала они стали ловить на себе посторонние взгляды. Оценивающие. Примеривающиеся. Как бы даже плотоядные.
"Восстановление единства Русской церкви приветствовали предстоятели Сербской, Болгарской, Румынской и Греческой православных церквей, а также Американская автокефальная православная церковь. Выражена надежда, что теперь и диалог со старообрядцами пойдет активнее", пишет агентство Росбалт.
"Следующим расколом, который может быть официально преодолен, уже сегодня называют разделение православных на никониан и староверов XVII века. По крайней мере, "старообрядческая комиссия" под началом все того же митрополита Кирилла активно работает", сообщает "Эксперт" .
"Объединенной церкви предстоит выработать единый соборный подход к представителям других религий, а также к старообрядцам", сказал журналистам председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).
Ему вторит его заместитель, секретарь комиссии РПЦ по диалогу с РПЦЗ протоиерей Николай Балашов, который "также коснулся проблемы диалога РПЦ со старообрядцами. Отвечая на вопрос о том, можно ли ожидать, что после воссоединения двух частей Русской Церкви наступит решающий прорыв в этом вопросе, он воздержался делать прогноз. "Я думаю, что значительно больше понадобится времени для продвижения успеха в нашем диалоге со старообрядцами, чем в диалоге с Зарубежной Церковью", сказал отец Николай. В то же время он подчеркнул, что этот диалог "вышел на качественно новый уровень" даже по сравнению с тем, что было еще пять лет назад. "Нам есть, что делать вместе, надо развивать такое практическое сотрудничество", сообщает агентство "Русская линия".
Круглый стол на тему "Воссоединение Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей свершилось. Что дальше?" Участники круглого стола говорили о перспективах объединенной церкви, сплочении русской и зарубежной религиозной мысли, староверах, информирует РИА "Новости".
"Поглотив остатки "белогварейской Церкви", ведомство МП уже собирается направить свои усилия на старообрядческую Церковь", выдал планы Московской Патриархии Интернет-портал Кредо.ру.
Призадумались старообрядцы и припомнили, что их еще летом 2004 года обо всем этом предупреждали.
"08 июля 2004, 14:32
Владимир Путин призвал РПЦ МП и РПЦЗ к объединению со старообрядцами, утверждает глава РПЦЗ(Л)
"Президент говорил нам о необходимости привлечь старообрядцев" к процессу объединения Русской Церкви, сообщил первоиерарх РПЦЗ(Л) Митрополит Лавр, выступая в конце июня на неформальном пастырском совещании духовенства Восточно-Американской епархии РПЦЗ(Л) в Свято-Владимирском храме в Джексоне, штат Нью-Джерси. Совещание, состоявшееся в преддверии очередного заседания Архиерейского Синода РПЦЗ(Л), было посвящено обсуждению итогов первого официального визита главы этой Церкви в Россию.
...Отвечая на недоумения духовенства, Митрополит Лавр дал понять, что церковная интеграция является "делом государственным", а также твердо заверил клириков: "Не беспокойтесь, мы делаем все по воле Божией на пользу Церкви и русского народа".
В том-то и состоит главный урок и пример состоявшегося объединения, что оно оказалось делом не церковным, а государственным. Вот это и следовало бы учесть староверам, сидящим на галерке.
То, что дело оказалось государственным, и есть самый главный урок для старообрядцев. Это значит, что ни богословские, ни исторические аргументы не будут отныне иметь значения. Следовательно, весь многовековой опыт начетничества можно сдать в архив. Выписки из Кормчей. из творений святых отец, всё, всё в архив! Наше государство знает только два аргумента: кнут и пряник.
Ну, кнут, это просто. Этим инструментом написана вся история русского старообрядчества. В каком-то смысле силовое давление и репрессивные меры могли бы даже взбодрить нынешних староверов. Явились бы исповедники, страдальцы за веру. Ожило бы прошлое. Всё пережитое оказалось бы не зря. Церковь бы вдохновилась и очнулась от одурманивающей рутины покойного существования.
А вот пряник... Боюсь, это действительно опасно.
Как писал известный философ-старообрядец М.О. Шахов в своём труде "Мировоззрении старообрядчества": "Следует отметить сохранившуюся и до наших времен психологиче¬скую установку в старообрядческом сознании, сформировавшуюся в ре¬зультате длительного существования в обстановке нападок и гонений: подчас любой благожелательный отзыв о старообрядчестве вызывает у некоторых старообрядцев признательность и благодарность, даже если то, что является причиной похвалы, или вовсе отсутствует в старообряд¬честве, или неверно истолковывается, или же в глубине несовместимо со старообрядческим мировоззрением".
Иначе говоря, некоторые старообрядцы падки на доброе слово, которое, как известно, и кошке приятно. Истосковались по уважительному и любовному обращению. В этом-то и кроется опасность. Старообрядцев нельзя переубедить или запугать, но можно улестить и ублажить. Далекие потомки Аввакума и боярыни Морозовой ныне жаждут респекта.
Однако не верится, что среди староверов найдется хоть сколько-нибудь заметное число тех, кто бы проголосовал за соединение с Московской патриархией в нынешнем виде. Но, с другой стороны, очень хорошо известно, и не раз проверено, что среди нынешних адамантов старой веры есть немало таких, которые не в силах отказаться от скромных знаков внимания. Они не хотят предавать веру, но не против принять приглашение посидеть в президиуме среди белых камилавок, выступить с речью перед почтеннейшей публикой, или получить из рук новообрядцев медаль, где надо промолчать и услышать из уст государственного деятеля приветливое слово. Всё это, как оказалось, хорошая приманка для современной старообрядческой элиты.
Особенно старообрядцам нравится, когда кто-нибудь признает их правоту в историческом споре с Московской патриархией. Это хорошо понял и взял на вооружение ещё в начале прошлого века один новообрядческий архиерей, кажется, Антоний Черниговский. Более ста лет тому назад он утверждал, что в том случае, если всё старообрядческое общество захочет присоединиться к господствующей церкви, надо будет признать законность Белокриницкой иерархии. Чего, разумеется, нельзя делать в частных случаях. Но сто лет назад старообрядческая элита тем не менее не польстилась на посулы.
А сегодня? Если будет сделан намек на возможность подобного признания, если будут оказаны должные знаки внимания, сопровождающиеся возвращением несправедливо отобранных в прошлые годы монастырей, храмов, икон, если государство хотя бы наполовину будет оказывать старообрядческой Церкви такое же покровительство, какое оно оказывает РПЦ, тогда трудно будет поручиться за стойкость нашей элиты. Возможно всё. Вплоть до раскола старообрядческой Церкви. Что тоже будет приемлимым результатом итогом для тех, кто организовывает нынешние "старообрядческие" проекты, пытаясь втянуть староверов в обмен коварными любезностями.
На что же надеяться? Прежде всего на Бога. А ещё на то, что М. О. Шахов окажется всё-таки прав: "Основы старообрядческого мировоззрения имеют религиозную при¬роду, и поэтому, в частности, религиозные воззрения являются первич¬ными, определяющими по отношению к социальным взглядам и позиции старообрядчества". Да будет так.
По материалам источников: Правда старой веры