ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нужны новые пророки-философы

23 марта 2010

В ушедшем 2009 году Россия отмечала по решению ЮНЕСКО Всемирный день философии. Весьма символичен тот факт, что празднование его в Петербурге совпало с проведением традиционных Дней петербургской философии.

За последние годы Дни петербургской философии стали значительным событием в интеллектуальной жизни страны. Надеюсь, их результатом будет дальнейший рост интереса российской общественности к философии. А сами философы получат новые возможности заявить о себе, показать "нефи­лософам" значение своей работы.

Между тем я уверен: и в стране, и в мире появляется всё больше и больше сложнейших проблем, которые без участия философского сообщества не решить.

Проблемы философии носят вечный и неустранимый ха­рактер, как и сама человеческая жизнь. Во все времена – от Сократа до Канта, от Владимира Соловьёва до Эвальда Иль­енкова философы задавались одним и тем же вопросом "Что есть человек?", и каждый раз они приходили к новым идеям и новым проблемам. Сегодня перед нами стоит тот же самый вопрос. Современное общество ждет от философов новых интеллектуальных прорывов, расширения горизонтов челове­ческой свободы, нового видения сущности человека и мира, новых прочтений ценностей и смыслов человеческой жизни.

Я стараюсь внимательно следить за философской жизнью в нашей стране. Вспоминаю очень точную мысль, высказан­ную перед IV Российским философским конгрессом одним из видных наших учёных-мыслителей. Он посетовал на то, что философы уступили общероссийское духовное пространство юристам, политологам, социологам, экономистам, богословам, а сами перешли в режим внутрицеховой жизни. С тех пор про­шло пять лет. Что изменилось?

В конце лета нынешнего года состоялся V Российский философский конгресс, по всей стране прошли многочис­ленные философские чтения и конференции. Наши филосо­фы сегодня раскованно и свободно чувствуют себя в интел­лектуальном, гуманитарном пространстве. Отрадно видеть в Программе "Дней петербургской философии" новые темы и новое видение традиционных проблем. Но всё же создаётся впечатление, что возвращение философов в общероссийское духовное пространство идёт медленно и неравномерно.

КАКИЕ ЗАДАЧИ МОЖЕТ СТАВИТЬ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ПЕРЕД ФИЛОСОФАМИ?

Возьму на себя смелость сформулировать некоторые положе­ния, безусловно, не претендуя на исчерпанность этого перечня и на очевидность предлагаемых задач.

Первое. Необходимо добиться понимания сути глобализа­ции, глобальных проблем современности.

Философия приобретает особое значение в переломные моменты истории. Такой момент наступил. Угрозы и вызо­вы, с которыми столкнулась цивилизация, не имеют анало­гов в прошлом – как по масштабам, так и по возможным последствиям.

Взаимодействие человека и общества с природой явля­ется традиционной темой для философии на протяжении всей её истории. Сегодня эта тема особенно актуальна. Разрушительное воздействие техногенной цивилизации на при­родную среду, на взаимоотношения людей, на их психику и здоровье буквально зашкаливает. Растущее загрязнение среды, фальсификация пищевых продуктов, этические риски генетических исследований, энергетическое расточительс­тво – всё это и многое другое ставит под вопрос само су­ществование человека и человеческого общества, а также его способность адекватно и своевременно реагировать на возникающие угрозы и вызовы.

Практически на всех крупных мировых саммитах послед­них лет обсуждаются возможные последствия глобального изменения климата, нехватки питьевой воды, продовольствия. Угроза существованию и развитию мира велика и продолжа­ет расти. В этом мне приходилось не раз убеждаться, когда я принимал участие как председатель партии "Справедливая Россия" в работе Комиссии Социнтерна по устойчивому разви­тию. Известно, какими бурными дискуссиями сопровождалось подписание Киотского протокола, растянувшееся на несколь­ко лет. Сейчас уже полным ходом идёт посткиотский процесс. Однако до нового соглашения путь пока что неблизкий.

Итоговые документы разных встреч и совещаний выража­ют сдержанный оптимизм. Но, должен сказать, "в товарищах согласья нет". Причем несовпадение точек зрения связано не только с разной оценкой факторов антропогенного воздейс­твия на природу. Лидеры стран по-разному смотрят на пути и способы разрешения глобальных проблем, на механизмы регулирования межгосударственных отношений. По сути, они выражают разные мировоззренческие позиции.

Перечень глобальных проблем современности производит внушительное впечатление. Среди них – мировой финан­совый кризис, значительное ослабление мирового вектора устойчивого развития, рост экономического и социального неравенства в мире, угроза терроризма, растущие сложности в диалоге между различными культурами. Общаясь со свои­ми коллегами, я всякий раз убеждаюсь, что люди, которые по долгу службы обязаны принимать ответственные решения по такого рода вопросам, не могут не быть сегодня хотя бы не­много философами.

ВЫХОДИТЬ ЗА ДОСТИГНУТЫЕ ПРЕДЕЛЫ

XX век передал третьему тысячелетию не только глобальные проблемы, но и достаточно мощные интеллектуальные прак­тики, способные помочь в решении этих проблем. Вклад ми­ровой и отечественной философской мысли в понимание ис­токов и причин глобальных проблем общепризнан. Материа­лы работы международного "Римского клуба", отечественной школы изучения глобальных проблем, созданной при актив­ном участии академика И. Т. Фролова, до сих пор оказывают большое влияние на общественное сознание.

Однако задела, доставшегося нам от прошлого века, уже не­достаточно. Общество располагает неизмеримо большим объ­емом информации, чем даже десять лет назад. Нужны новые философские концепции, на основе которых будут создаваться конкретные практики по предотвращению угроз нового века. Русская философская мысль в XX столетии – и прежде всего в работах Владимира Вернадского и Павла Флоренского – многого достигла в понимании роли природы в жизненном обуст­ройстве человека. Важно принять эстафету. Между тем сегодня экологические ценности, к сожалению, стоят далеко не на пер­вом месте в массовом сознании.

Современный мир – это сложная взаимосвязь глобали­зации и регионализации. По мере глобализации экономи­ческих и социальных процессов человечество превращается в единую взаимосвязанную целостность, в систему. Но од­новременно с этим общество распадается на локальные об­щности, становится всё более дискретным. Как это меняет картину мира? На место разрушенных барьеров, таких как Берлинская стена, приходят новые стены и новые барьеры между государствами, культурами, людьми и поколениями. Как и почему они появляются? Можно ли их разрушить? От ответов на эти вопросы зависит вектор развития мировой цивилизации – будет ли и дальше цивилизация сползать к хаосу, или люди планеты найдут совместными усилиями путь к новому социальному порядку.

Я бы так образно сказал: современному обществу нужны новые философские пророки, способные влиять на сознание людей, интеллектуальные кумиры, чьи концепции проектиро­вали бы новую, привлекательную для человека, социальную реальность. Все мы хорошо знаем, что "нет ничего более практичного, чем хорошая теория".

Философия – это всегда выход за достигнутые пределы. Поэтому методологические ресурсы философии неисчерпае­мы. Никто лучше философов не увидит причин того, что про­исходит в мире, системных рисков, с которыми сегодняшний мир сталкивается.

Осмысление модели будущего устройства общества как информационной цивилизации, развивающейся в гармонии с природной средой – это, вероятно, одна из центральных стратегических задач, стоящая перед философской мыслью.

В ПОИСКЕ СМЫСЛОВ И ОРИЕНТИРОВ

Второй блок проблем связан с текущим моментом жизни в на­шем Отечестве. Уже двадцать лет российское общество нахо­дится в поисках своей идентичности, новой системы ценнос­тей и собственного пути развития.

Ещё не так давно казалось очевидным, что переход Рос­сии на новый путь развития тормозится наследием недавнего прошлого. Отсюда и лозунги 1980-1990-х: "сломаем", "вы­бросим", "закрытые окна откроем". На этом фоне начались реформы, поиски людьми новых жизненных ориентиров и смыслов, которые, однако, не дали желаемых результатов. 90-е годы войдут в историю страны не столько как десяти­летие реформ, а, перефразируя слова одного философа, как "десятилетие сломанных символов".

Экономисты и социологи довольно точно установили масштаб экономических и социальных потерь. Они огромны, но ещё более существенными оказались потери духовные и нравственные. Люди до сих пор задают вопросы: мы идём или блуждаем, а если все-таки идём, то куда? Какое общество мы строим? Ради чего нужно терпеть тяготы и лишения? Ради чего результат труда трёх советских поколений был передан в руки узкого круга лиц?

Как не построить дом без фундамента, так не поднять стра­ну без чётко очерченной перспективы. Подчеркну: речь идет не о насаждаемых доктринах, которые становятся инструмен­тами манипуляции общественным сознанием, а об идейных основах культурной самоидентификации людей. О той особой сфере духовной жизни, которую нельзя потерять, не потеряв себя. За эту сферу отвечают философы, которые, как говорят, и были первыми идеологами.

ПРЕОДОЛЕТЬ НЕМЫСЛИМЫЕ МАСШТАБЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА!

Основным ориентиром политики на протяжении последних десяти лет было достижение экономического роста. Однако результаты этого роста крайне неравномерно распределялись в обществе. Поэтому экономический рост и прекратился. Мне не раз приходилось говорить, что нынешний кризис – в пер­вую очередь кризис социальный, и лишь затем экономический и финансовый. Социальная ткань нашего общества не стано­вится более прочной и упругой. Напротив, она напоминает дырявый кафтан, на который приходится ставить всё новые и новые заплатки. Главная проблема нашего общества, которую надо решать незамедлительно, – преодоление немыслимых для любой развитой страны масштабов социального нера­венства во всех его разнообразных формах.

Почему мне об этом приходится говорить? Социальное не­равенство – это не только проблема, порожденная экономи­ческими отношениями между людьми. Глубина социального расслоения напрямую зависит от действенности институтов социализации, таких как образование, участие в политической жизни, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, доступ к информационным ресурсам.

Здесь существуют серьёзнейшие проблемы. Значительная часть россиян ощущает себя ненужной государству и обще­ству. Они безразличны к делам государства. Они не чувствуют себя полноправными гражданами, не хотят участвовать в вы­борах, идти к избирательным урнам. У них не сформирована гражданская идентичность.

Заявление некоторых московских чиновников после не­давних выборов в Москве, отмеченных крайне низкой явкой, что "молчание – знак согласия", не имеет ничего общего с действительностью. На самом деле возникла одна из са­мых опасных и разрушительных угроз для новой России, связанная с растущим отчуждением людей от власти на всех её уровнях. Причин здесь много, но главную причину я ви­жу в отсутствии доверия: доверия людей к власти и друг к другу, доверия между различными социальными группами, доверия управленческой элиты к обществу... Вообще имен­но доверие мне представляется ключевым фактором, обес­печивающим эффективную власть, заинтересованное учас­тие граждан в политическом процессе и успешное развитие страны в целом.

НУЖНА ФИЛОСОФИЯ ОБНОВЛЕНИЯ СТРАНЫ

Давайте зададимся вопросом, почему даже социально актив­ные граждане, и особенно молодёжь, не идут на избиратель­ные участки? Они не доверяют власти по той причине, что на нашем политическом поле отсутствует реальная конкуренция идей и партий. А им нужен выбор. Они пойдут на выборы, ког­да от их мнения будет что-либо зависеть.

Если оценить, к примеру, сколько сил и средств местные чиновники тратят сегодня на борьбу с оппозицией, то всей этой энергии и денег хватило бы как минимум на несколько отопительных сезонов.

Иногда создаётся впечатление, что Россия в своем политическом развитии пошла по кругу, воспроизводя целые пласты недавнего застойного прошлого теперь уже в виде фарса.

Недаром Президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию так настойчиво подчеркивает необходимость преодоления гражданской пассивности людей. Более того, ставит задачи последовательного законодательного обеспечения политической конкурентности, гражданского участия и демократического процесса в целом.

Отсюда и проблема, какой должна быть философия обновления страны или каким должен быть её философский выбор. Чтобы движение шло не по кругу, а по спирали.

ФИЛОСОФСКИЙ ВЫБОР – ЭТО НЕ ВЫБОР ПОКУПАТЕЛЯ

Поэтому философскими однодневками, расцветшими в эпоху становления общества потребления, здесь не обойдёшься. Этот выбор должен опираться на историю страны, на всё бо­гатство духовной культуры народа, на ментальность людей, на их миропонимание.

Наше общество готово к переменам, но не принимает зубодробительных реформ. Именно философия должна выра­ботать цельное представление о будущем. Это должна быть ре­альная перспектива, а не философский вариант фабрики грез.

ЧТО ТОРМОЗИТ МОДЕРНИЗАЦИЮ?

Перейдём к третьему блоку вопросов. Сегодня ключевой те­мой общественной дискуссии становится "модернизация", которая должна вывести страну на новые исторические ру­бежи. В своем Послании Президент Дмитрий Медведев чётко заявил: "В XXI веке нашей стране вновь необходима всесто­ронняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии".

Хотелось бы иметь определение модернизации, включая его философскую составляющую, это крайне важно для по­ложительного конечного результата. Свеж пример того, как, не определившись с понятиями и смыслами, страна включи­лась в "перестройку", в надежде, что по ходу эти категории определятся сами. Печальный результат такого подхода всем нам известен.

Что тормозит модернизацию? Как преодолеть "вечное возвращение" к догоняющему развитию?

Причин много. Но есть и смысловые проблемы. К сожа­лению, для значительной части экономической и управлен­ческой элиты модернизация – это просто совокупность про­грамм, позволяющих получить дешевое финансирование из государственного бюджета.

Сколь бы ни были важны управленческие и технологичес­кие решения, главным объектом любой модернизации должно быть само общество. Проблема – не в технологиях как тако­вых, а в социуме.

Без оздоровления социальной жизни, повышения жизнен­ных стандартов значительной части населения, без отладки базовых социальных институтов – науки, образования, куль­туры, здравоохранения, образующих каркас общества, – ни­какой модернизации не будет. Любая значительная модер-низационная программа должна быть сначала теоретически встроена в широкий социальный контекст.

Возьмем информационные технологии. Философия прос­то обязана внимательно изучать новую коммуникативную си­туацию, влияние средств массовых коммуникаций, в первую очередь Интернета как открытой информационной среды на сознание человека, его поведение, на систему ценностей.

Современное информационное общество не только объ­единяет нас, создавая гигантские банки данных, компьютер­ные сети, навязывая нам одни и те же стандарты, но и разъ­единяет. Люди перестают думать, искать, оценивать события самостоятельно – им предлагают всё то, что уже решено дру­гими. Интеллектуальные усилия людей всё чаще сводятся к выбору из стандартного набора вариантов. Это, в частности, отразилось на образовании, в пресловутом ЕГЭ и тестирова­нии студентов. Фрагментарное, "клиповое" сознание нашей молодёжи уже в самое ближайшее время может превратиться в серьёзную проблему для развития страны.

В неблагополучной социальной среде Интернет исполь­зуется в основном не как средство извлечения знаний, а как средство прожигания времени и, в лучшем случае, участия в сетевых коммуникациях. Информационная активность не гарантирует успешной социализации молодёжи. Напротив, возрастает риск того, что большинство сегодняшних студен­тов и школьников уже не смогут овладеть основами научного исследования, селективного отбора информации, выделения в ней важного и отсеивания лишнего. Один из парадоксов интернетизации страны состоит в том, что в сельских школах Интернет становится частью повседневной жизни школьни­ков гораздо быстрее, чем меняется окружающая их отсталая социальная реальность.

К сожалению, модернизация всё ещё не осознана как ак­туальная философская задача первостепенной значимости. Страна не может никуда двигаться без ясно осознанных и твёрдо усвоенных стратегических перспектив.

ФИЛОСОФИЯ ДОЛЖНА ВЛИЯТЬ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Четвертый, и последний момент. Не могу не сказать вновь о связи философии и политики. Встречаясь с учёными-фи­лософами два года назад, я призывал не уходить в чистый академизм. Крайне необходимо активное участие филосо­фов в политическом процессе, в продвижении политичес­кой культуры населения. Я хотел бы сегодня вновь вернуть­ся к этой теме.

Философия своими концептуальными разработками обще­ственных проблем, таких как политические институты обще­ства, социальная справедливость, демократические процессы, гражданское участие, межкультурный диалог и многих других, прямо влияет на содержание политической деятельности. К примеру, на те программы, которые создают современные по­литические партии. Многие известные западные философы, в частности, Поппер, Хабермас, Хантингтон, Роулз, активно при­влекались для политических консультаций. Можно заглянуть в историю еще глубже – идеи английских либералов и фран­цузских просветителей оказали огромное воздействие на творцов американской Конституции. К сожалению, в коридо­рах нашей власти мы редко видим сегодня видных философов и учёных, а ведь значимость их консультаций и конкретной помощи для принятия ответственных политических решений и общего развития политической культуры общества трудно переоценить.

Вместе с тем "вторжение" философских идей в политику не должно служить политической конъюнктуре, строиться на сервилизме – не должно, прямо скажем, угождать начальни­кам. Вульгарное или утилитарное отношение к философии со стороны политиков превращает её в "интеллектуальное мел­ководье". Философия в политике – это прежде всего форми­рование содержательного и ответственного стиля политичес­кого мышления.

УМЕТЬ РАСПОРЯДИТЬСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДОЙ

Сегодня философ действует как "свободный художник". Но нужно уметь распорядиться этой свободой. Философия боль­ше не нужна ни в роли служанки, интерпретатора или высо­комерного наставника. Её задача в другом. Она располагает такими средствами решения современных проблем человека, какими не располагает ни одно другое гуманитарное знание. В этом её сила и ответственность. Хочется надеяться, что фи­лософы в этот переломный момент мировой и российской ис­тории окажутся на высоте задач, стоящих сегодня перед Рос­сией, помогут обрести ей новое видение будущего.

Источник: Mironov.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама