ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Белая Русь – сохранишь ли веру православную?

Священник Валерий Денисенко :: 25 марта 2010

В последнее время православные верующие Белоруссии всё чаще стали задаваться вопросом: кто стоит за откровенным лоббированием появляющихся как "грибы после дождя" протестантских храмов во многих городах республики.

Несколько лет назад, когда белорусских православных верующих поздравляли с достигнутым "Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью", из уст авторов договора звучали самые радужные высказывания о значении и перспективах наметившегося сотрудничества. Глава белорусского экзархата тогда отметил: "Наверное, каждый из нас сегодня чувствует и осознает, что он участвует в историческом событии, знаменующем собой новую веху в развитии взаимоотношений государства, общества и Православной Церкви. (...) Испокон века целительницей человеческой души, духовным наставником народа на Руси была Православная Церковь. (...)

Последние годы в нашей республике постепенно и последовательно идет процесс религиозного возрождения, возвращения духовно-нравственных традиций в разные сферы жизни". В ответ на это, со стороны белорусского президента звучали не менее обнадёживающие заверения: "Мы верим, что потенциал православия, возможности расширения его влияния в обществе еще далеко не исчерпаны. (...) Белорусы... никогда не изменят единству славянских народов, основанному на православных традициях и культуре". Лидеры белоруской Церкви и государства утверждали, что "Предстоит большая работа по воплощению намеченных Соглашением задач и мы справимся с ними, потому что за нами – белорусский народ, ради блага которого совершается это столь нужное дело".

И большинство православных людей действительно поверили, что подписанное соглашение послужит возрождению Православной Церкви на белорусской земле. А начавшаяся вскоре после этого информационная компания против распространения на территории республики тоталитарных сект преподавалась как "плод" совместного сотрудничества Церкви и государства. И вот прошло несколько лет. За это время православная общественность, по-видимому, настолько увлеклась искоренением в своём стане "ненавистных" сектантов, что в пылу "священной" войны, как-то упустила из вида появившегося не ведь откуда "троянского коня".

Именно к такому сомнительному приобретению, попущенному высокопоставленными Отцами, сегодня можно отнести многочисленные протестантские культовые здания обосновавшиеся на территории Белоруссии.

Честно говоря, православным людям, перспективы предстоящего религиозного возрождения виделись несколько в ином свете. Ведь до октябрьского переворота и последовавших за ним массовых гонений на верующих, первенство православной Церкви в пределах белорусских губерний Российской Империи – было неоспоримым. Так в Минской, Витебской и Могилёвской губерниях в начале прошлого века проживало около 5 миллионов человек. Из них 80% – исповедовали православную веру, 12% – были католиками, 8% – иудеи, менее 1% относили себя к протестантам и магометанам. В литовской области европейской территории России (Брест-Гродно-Вильнюс) население составляло: римо-католики – около 60%, православные около 30%, иудеи – 10%, протестанты и магометане – менее 1%. Теперь, чтобы разобраться в векторной направленности "белорусского религиозно-духовного возрождения", обратим внимание на цифру: сто лет назад на территории современной Белоруссии протестантами себя считали менее 1% верующих.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, обратимся снова к цифрам. Так, в начале двадцать первого столетия более половины белорусов считают себя верующими, из них 80% – православные, 15% – католики, от 2 до 5% – протестанты. Вполне уместно предположить, что количество культовых зданий должно находится в соответствующих пропорциях. Но сводки аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей республики Беларусь, при внимательном рассмотрении, преподносят неожиданный и малоприятный сюрприз. Так, по состоянию на 2009 год, соотношение православных и протестантских действующих церквей в пределах традиционно православных территорий Гомельской, Могилевской и Витебской областей составляло: православных – 460, протестантских течений (лютеранская церковь, евангельские христиане баптисты, новоапостольская церковь, христиане веры евангельской, христиане полного Евангелия, христиане веры апостольской, адвентисты седьмого дня) – 177. Согласитесь, что цифры характеризующие динамику укоренного роста протестантизма в "незалежнай Беларусi" впечатляют.

Для более полного представления о произошедшем духовно-церковном "возрождении" за последних полтора десятка лет, необходимо напомнить, что городское население республики сегодня составляет около 70%. Большая часть от общего количества православных храмов находится за городской чертой областных центров, а в самих городах (восточной половины республики) соотношение православных и протестантских церквей уже почти выровнялось. Помимо прочего, следует заметить и то, что сегодня, среди прихожан православной церкви преобладают женщины старшего и среднего возраста – по разным оценкам от 60 до 80%, а паства протестантских приходов зачастую наполовину состоит из молодых людей. Естественно, что при дальнейшем развитии подобных тенденций в республике, о реальном православном возрождении не может быть и речи.

Сведения о количестве религиозных общин в Белоруссии носят ещё более, тревожный характер. Так, зарегистрированных православных общин в Гомельской-Могилёвской-Витебской областях в 2009 году было – 557. Протестантских течений (лютеранская церковь, евангельские христиане баптисты, новоапостольская церковь, пресвитерианская Церковь, христиане веры евангельской, христиане полного Евангелия, Церковь Христова, мессианские общины, адвентисты седьмого дня, мормоны) – 346.

Вызывает также недоумение, почему в официальных республиканских СМИ сведения о присутствии в Белоруссии около трёх десятков религиозных конфессий преподносятся как некое достижение церковно-государственного сотрудничества. Сопоставление количества конфессий на белорусской земле – начала прошлого и нынешнего веков – вряд ли может служить поводом для оптимизма православному верующему. Разросшаяся цифра количества протестантских культовых зданий и общин, отражающая сегодняшнюю действительность – свидетельствует об искусственном насаждении протестантизма и выглядит противоестественной.

Всем исторически хорошо известно, что, религиозная раздробленность, в различных государствах, насаждалась и была на руку лишь нечистоплотным политиканам и церковным функционерам, выстраивающим свою деятельность "Не ради Иисуса, а ради хлеба куса".

Радужные уверения высокопоставленных "историков" исповедующих православный атеизм, об исключительной исторической толерантности белорусов являются ложью. К сожалению, как прошедшие столетия, так и сегодняшний день свидетельствуют, что межконфессиональная разобщенность, даже в развитых странах Европы – приводит к взрывоопасному состоянию общества. И Белая Русь никогда не была исключением из общего правила.

Памятник Богдану Хмельницкому в ГомелеК примеру, известный историк 19-го столетия Л. Виноградов так описывал события, которые разворачивались на Гомельщине в семнадцатом веке: "...Преследование за веру, продолжавшиеся при Александре Служке и сыне его Сигизмунде, разжигали в гомелянах ненависть к Польше. Они с тайной надеждой смотрели на своих черниговских и стародубских соседей, ожидая от них освобождения. Гетман вольнолюбивого казачества Богдан Хмельницкий ободрял гомелян своими письмами и, наконец, начал свою знаменитую борьбу в защиту религии и русской национальности. Весной 1649 года полковник Небаба с 2500 казаками и с гомельскими крестьянами появились под Гомелем в самый канун Пасхи, в страстную субботу, и при содействии самих горожан овладели им. Произошла страшная резня. Казаки мстили беспощадно: погибло много поляков и до 1500 евреев. Казаки говорили польским властям: "хотя бы Хмельницкий и хотел помириться, да не может: чернь до того рассвирепела, что решилась или истребить шляхту или погибнуть".

Протестантская кирха в ГомелеКак немой свидетель событий тех лет, стоит долгие годы в городе Гомель – монумент, символизирующий силу и единство православного русского народа – памятник Богдану Хмельницкому. А вот, уже в сегодняшней "незалежнай" Белоруссии, весьма символичным можно считать то, что предприимчивые заморские миссионеры выстроили за спиной русского богатыря, который пока ещё по-прежнему возвышается на пьедестале – очередную протестантскую кирху.

Список использованного литературно-исторического и статистического материала:

"Комментарий Митрополита Филарета к Соглашению о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью": Минск, 12 июня 2003 г.

Гречнева Е.Ф. "Социальный портрет Беларуси"

Безнюк Д. К. "Состояние религиозной ситуации в Белоруссии"

П. П. Семёнов "Литовская область в её современном экономическом состоянии" 1882 г.

П. П. Семёнов "Белорусская область в её современном экономическом состоянии" 1882 г.

Л. Виноградов "Гомель. Его прошлое и настоящее" 1900 г.

Лукашенко: "Я не совсем понимаю, как церковь отделить от государства", БЕЛТА. 25. 09.2009

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама