ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Открытое обращение в связи с письмом представителей музейного сообщества на имя Президента России Д.А.Медведева

25 марта 2010

Уважаемые представители музейного сообщества!

Хотелось бы отреагировать на Ваше письмо, направленное Президенту России и продолжающее дискуссию вокруг законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Ваше обращение свидетельствует в первую очередь о том, что существует серьезная проблема сохранности зданий и предметов, являющихся важной частью отечественного культурного наследия. В этом подходе позиции музейных работников и Церкви совпадают. Однако аргументы, которые вы приводите, в ряде случаев вызывают серьезные возражения.

Вами утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, со-хранилось до XX века? Ведь большинство этих памятников, среди которых подлинные шедевры изобразительного искусства русского средневековья, до двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия находилось в действующих храмах. Именно оттуда иконы, как правило, насильственно изымались в послереволюционные годы. Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства, и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается. Свидетельством тому – многие и многие современные храмы и монастыри.

Вы утверждаете, что икона в музее "не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию", в противовес "церковному поновлению", при котором "творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика". Случаи подобного безграмотного "поновления", если и случались ранее, то крайне редко. За любые непродуманные действия священникам, ответственным за сохранность икон, неизбежно придется держать ответ перед церковным Священноначалием. На практике древние святыни, перед которыми молились многие поколения верующих, окружены в храмах благоговейным почитанием, и, разумеется, речи об их поновлении в принципе не идет. Кроме того, сам факт нахождения древней иконы в храме не означает невозможности – если необходимо – научной реставрации такого образа. Церковь давно и активно сотрудничает с профессиональными реставраторами, а также занимается подготовкой будущих реставраторов в своих учебных заведениях.

К сожалению, в своих аргументах вы не учитываете главного – икона по своей природе имеет особое сакральное значение и для христиан является своего рода окном в иной, Горний мир.

Представьте себе семейную фотографию, на которой запечатлены несколько поколений одного рода. Для членов этой семьи такое фото представляет особую ценность, поскольку позволяет сохранить в памяти дорогие лица. Для всех остальных ценность фотографии заключается только в ее старине. Нравственно ли изымать из семейного архива такое фото под предлогом того, что оно, как предмет старины, может безвозвратно погибнуть для будущего? А ведь именно так обстоит дело с православными святынями, некогда отнятыми у верующих людей. Для них иконописные изображения чрезвычайно важны и дороги сами по себе.

Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом. Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей.

Вы указываете как на нечто недопустимое на изменение стиля церковного убранства в связи с новыми тенденциями в живописи и архитектуре. Между тем, это распространенная общемировая практика. Храмы не всегда возводились как целостные архитектурные сооружения, внешний облик и интерьер которых должны были сохраняться незыблемо. Этот принцип не выдерживается даже в гражданской архитектуре. Религиозное искусство, оставаясь неизменным в главном, подвергалось тем же преобразованиям, что и искусство светское, переходившее от аскетичной простоты раннего средневековья к пышности ренессанса и барокко, а затем к строгим линиям классицизма. Разумеется, эти изменения находили отражение в храмовом убранстве, что является естественным жизненным процессом. Так, например, обстоит дело с большинством европейских культурных достопримечательностей, относящихся к романской и готической эпохам. Другой пример – кафедральный собор в Аахене. Этот храм, являющийся, как известно, местом коронации и усыпальницей Карла Великого, за минувшие века неоднократно пере-страивался, и сейчас первоначальный облик отчасти сохранила лишь его цен-тральная часть.

Не можем согласиться с тем, что икона как культурная ценность общедоступна лишь в музее, тогда как в храме ее могут видеть только верующие. Нет никаких ограничений на посещение храмов Русской Православной Церкви представителями других религий и конфессий или неверующими людьми. Любой желающий может посетить православный храм, осмотреть его, ознакомиться с имеющимися в нем иконами и другими предметами церковного искусства. В то же время вам известно, что многие иконы находятся в запасниках музеев, где их годами могут наблюдать только избранные специалисты.

Вы совершенно справедливо утверждаете, что интерес к церковному искусству значителен, и тысячи школьников и студентов ежегодно посещают музеи с целью знакомства с ним. Очевидно, намного логичнее, чтобы они черпали свои знания о религиозном искусстве из первоисточника и видели икону в пространстве храма. Для этого не существует никаких ограничений.

Вы выражаете надежду на то, что в начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться. Русская Православная Церковь целиком разделяет эту надежду и для воплощения ее в жизнь готова к широкому сотрудничеству с музейным сообществом России, которое в нашей Церкви пользуется заслуженным уважением благодаря огромному вкладу музеев в сохранение общего культурного наследия.

Председатель

Отдела Московского Патриархата

по взаимоотношениям Церкви и общества

протоиерей Всеволод Чаплин

Председатель

Информационного Отдела

Московского Патриархата

В.Р.Легойда

Ответственный секретарь

Патриаршего совета по культуре,

наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря

Архимандрит

Тихон (Шевкунов)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама