Сегодня – 25 лет со дня выхода на экран "Гостьи из будущего". В наши дни подобные сверхпопулярные фильмы нередко называют культовыми. В данном случае модное словцо будет уместным: героиня фильма Алиса Селезнёва и сыгравшая ее Наталья Гусева стали предметом поклонения всех мальчишек тогдашнего Союза. И вот уже прошло четверть века, однако те самые мальчишки, иным из которых уже за сорок, по-прежнему верны даме своего сердца. Конечно, влюбленность давно прошла, но осталась мечта. Мечта если не сейчас, то хоть когда-нибудь услышать Зов и – побежать в прекрасное далёко по дороге, на которой нет следа.
С Алисой, с "Гостьей из будущего" меня связывает больше, чем еще недавно думал я сам. Молочный магазин на Метростроевской, в котором Коля прячется от пиратов, это мой молочный: в те самые 1980-е годы я покупал там молоко по 32 или по 36 коп. (а вот кефир я, в отличие от Весельчака У, не очень любил). Гоголевский бульвар, каменный Энгельс, арбатские переулки, по которым бегают девчонки и пираты, мои родные места. Но, оказывается, всё еще интереснее. 59-я школа в Староконюшенном переулке, где я учился с 1-го по 8-й класс, это школа, в которой на сорок лет раньше учился Игорь Всеволодович Можейко Кир Булычев. (Там же, если помнит внимательный зритель, учился и 132-летний дедушка Павел.) А на месте той школы (в фильме она названа 20-й), где учатся Коля, Фима, Юлька, Алиса и вся веселая компания, на этом самом месте во Вспольном переулке стоял дом Людоговских, в котором мои предки жили с 1834 по 1957 год. Ну не мистика ли?
Подобные совпадения в сетевой алисианской литературе именуются проектными. Есть мнение (отраженное, в частности, в незавершенном пока что творении Клантао "У шкатулки тройное дно"), что Московский институт времени осуществляет некий глобальный сверхсекретный Проект, основная цель которого спасти человечество от крокров. Два из них нам прекрасно известны это Крысс и Весельчак У. Кража миелофона это детские шалости по сравнению с истинными замыслами крокров, каждый из которых представляет собой лишенную личностных черт клетку гигантского сверхразума монокосма. Крокрам противостоят Алиса Селезнева, Наталья Гусева, ее дочь Алеся, Кир Булычев и другие. Они всматриваются в те события, которые с ними происходят и активными участниками которых они являются, и стараются увидеть знак, подсказку от руководителей Проекта, вычитать из слов соратников и казалось бы случайных знакомых руководство к дальнейшему действию. Может быть, совпадения, о которых я сказал выше, это тоже некий знак?
Конечно, всё это фантазии, мечты. Мечты... Но ведь каждый человек, будь он хоть самый закоренелый циник, наверняка хоть раз в жизни представлял себе светлый мир, мир полдня, где не будет зла, ненависти, войн, насилия и кровопролития, где души людей будут открыты, где все будут любить друг друга, помогать друг другу, где каждый будет заниматься тем, что ему интересно, и вместе с тем будет делать дело, которое полезно всем, где труд будет радостным, а созидание жизненной потребностью всякого человека. Мир, жителям которого доступны минувшие эпохи и глубины океанов, мудрость Галактики и красота Вселенной.
Ни в "Гостье из будущего", ни в повести "Сто лет тому вперед", по которой снят фильм, нет слова коммунизм. Не будем и мы, добропорядочные христиане, произносить высоких слов, которые, верно, вертятся уже на языке пылкого неофита. Не будем. Не в словах дело. А просто давайте и впрямь постараемся стать чище и добрее, и в беде не бросим друга никогда. А там глядишь, и доберемся, как говорится, "своим ходом", без помощи машины времени, до того чудесного мира, до той эпохи, где будет лишь свет, и добро, и любовь. Любовь, что движет солнце и светила.
Чтущий да разумеет.
Источник: Татьянин день