Одним из самых заметных театральных событий последних дней стал спектакль "Доказательство" по пьесе Дэвида Оберна в постановке польского режиссера Кшиштофа Занусси. Критики и похвал в адрес постановки сказано уже немало. Мы же попытаемся обратить внимание всего лишь на один аспект, о котором почти не сказано: какую идею может раскрыть спектакль "Доказательство", если помнить, что его поставил режиссер-христианин?
Неверующий спросил у священника:
Вот Вы говорите, что Бог есть. Докажите.
Священник ответил:
Скажите, Вы свою жену любите?
Конечно, люблю!
Докажите...
Это реальный случай из жизни. Вспомнился он на премьере спектакля "Доказательство".
Профессор Роберт в юности был гениальным математиком. В двадцать три года совершил несколько открытий, каждое из который достойно отдельной Нобелевской премии (если бы нобелевские премии вручались в этой области). В конце жизни он обезумел, несколько лет сидел дома и фанатично исписывал тетрадь за тетрадью бессмысленными формулами, уравнениями и дневниковыми заметками.
Кэтрин дочь профессора бросила учебу в институте, чтобы ухаживать за душевно больным отцом. Она унаследовала от него все: и способность к цифрам, и неуравновешенность.
Хал аспирант профессора Роберта, писал у него диссертацию. После смерти учителя проводит часы в его библиотеке прочитывает каждую тетрадь: то ли искренне хочет систематизировать наследие гениального учителя, то ли ищет в записках сумасшедшего очередное нобелевское открытие.
Между Кэтрин и Халом возникают романтические отношения. Воодушевленная Кэтрин дает Халу ключ от ящика стола профессора Роберта хочет поделиться с возлюбленным чем-то дорогим: "Думаю, тебе это будет интересно..." Хал находит в столе тетрадку, где на нескольких десятках страниц приведено доказательство теоремы простых чисел. Это открытие! Хал в возбуждении от находки: оказывается, пока все считали профессора спятившим, он совершил очередной переворот в науке. Но тут Кэтрин сообщает, что это доказательство написала она сама...
Конец первого отделения. Занавес. Антракт.
...Кэтрин сообщает, что это доказательство написала она сама. Молодой человек понимающий, какой уровень знаний предполагает такое открытие не может не сомневаться. Ведь Кэтрин проучилась на факультете математики всего несколько месяцев.
Это почерк твоего отца... говорит Хал.
А разве не могут почерки детей и родителей быть похожими! отчаянно приводит аргументы Кэтрин.
Да, но ведь твой отец мог тебе это продиктовать?
Он же был безумен. Я работала в тайне от него, по ночам. Пока он не засыпал, я не могла ничем заниматься!
Это точно такая же тетрадь, как все остальные у твоего отца...
Я взяла у него одну чистую!
В кабинете твоего отца вообще нет чистых тетрадей...
Но когда я начинала писать доказательство, они там были!
Позже Хал проанализирует, что в этих уравнениях использованы новейшие математические методы, знать которые в силу болезни профессор Роберт просто не мог. Но откуда их знать девушке без высшего образования, пускай и дочке гениального ученого? При этом, если профессор и вправду гений, почему бы этим методам не родиться в его голове интуитивно? Но ведь именно рассудком он и нездоров – как же быть с этим? Вопросов много. А ответ только один.
Слова Кэтрин, которые она обращает к Халу:
Ты должен был просто мне поверить...
Хал не мог. Он пытался убедиться, подтвердить, привлечь друзей-ученых, использовать алгебраические методы проверки и либо объяснить для себя и всех остальных, что автор открытия Кэтрин, либо опровергнуть. Он пытался доказать.
Но в руках Кшиштоффа Занусси пьеса "Доказательство" это рассказ о том, что есть вещи, доказать которые нельзя. В гениальность неважно чью: девушки без образования или сумасшедшего профессора аспирант Хал может только поверить.
Точно так же человек верит в Бога, существование которого нельзя ни объяснить, ни опровергнуть.
...Я не к тому, что Занусси ставил спектакль о вере в Бога: каждый зритель в итоге откроет в постановке что-то свое. Но когда режиссер ревностный и глубокий католик, он оставляет возможно, не желая того отпечаток христианской веры на всем произведении. В нескольких интервью Занусси говорил, что в этом спектакле ему было интересно исследовать проблему нормы и гениальности. Как видно, никаких признаний о каком бы то ни было религиозном подтексте. Но что такое гениальность, как не Божий дар? И чем обосновать его плоды, как не верой в Того, кто этот дар послал?
Источник: Фома