Церковь и театр есть ли между ними неразрешимое противоречие? Может ли христианин быть актером? Не разрушает ли театральное искусство душу? Сколько уже копий на эту тему сломано! Сколько ожесточенных споров, где с одной стороны звучат грозные цитаты из святых отцов и канонические запреты, а с другой примеры того, что актер может быть глубоко верующим человеком, что духовенство может с большим уважением относиться к театральному искусству. В последнее время жесткая антитеатральная позиция в православной среде ослабла, большинство христиан понимают, что нынешний театр не то же самое, что театр античный, что он не предполагает ни служения языческим богам, ни разврата.
Тем не менее, нельзя думать, что вопрос закрыт. Он возникает вновь и вновь для каждого христианина, имеющего отношение к театральному искусству.
Стоит этот вопрос и передо мной. Я родился в глубоко верующей, воцерковленной семье, получил христианское воспитание, всегда ходил в церковь, даже в советскую эпоху, более того юность моя пришлась на разгул хрущевских гонений. Однако вся моя жизнь связана с театром я театральный критик, театральный педагог, заведующий кафедрой в ГИТИСе (ныне РАТИ), был директором Бахрушинского театрального музея, а с 2007 года ректор Щепкинского театрального училища. Так что мне постоянно приходилось оценивать свою профессиональную деятельность с позиций Православия, не закрывая глаза на проблемы.
А проблемы есть, и очень серьезные. Актерской профессии свойственны специфические соблазны. Общие для всех людей духовные болезни могут у актера протекать более остро. Закрывать на это глаза нельзя. С опасностями можно справиться, но только если заранее быть к ним готовыми. Еще римляне говорили: "Предупрежден значит, вооружен".
Первая и самая очевидная опасность это "зеркальность", вечное отражение себя в другом. Маска легко прирастает к лицу, погружение в персонажей ведет к тому, что уже не совсем понимаешь, кто ты Гамлет или Петя Иванов. Иногда актер настолько заигрывается, что начинает играть уже не на сцене, а дома, в семье, с близкими, с друзьями. Другая грань той же беды профессиональный цинизм. Актер понимает, что роль это всего лишь роль, к ней нельзя относиться серьезно, а в итоге перестает относиться серьезно и к тому, о чем говорит его персонаж. То есть справедливость, честь, милосердие, искренность (равно как и жестокость, коварство, низость) перестают что-либо для него значить. Уже не как для актера как для человека.
Другое искушение, быть может, менее очевидное для далеких от театральной среды людей, зависть. Грех, конечно, общечеловеческий, но в театре он может проявиться более рельефно. Ведь в театре изначально нет равенства. Роль Гамлета одна, а желающих много. Каково это: не просто знать, что тебе не достался Гамлет, но и все время находиться рядом с тем, кому он достался? Каково это: мечтая сыграть Офелию, играть служанку? Разрыв между главными и второстепенными ролями колоссален, и он с самых юных лет, со студенчества, может травмировать человека. Кстати, в балете этот разрыв еще сильнее выражен. Артистка кордебалета никогда не станет примой, прима никогда не опустится до кордебалета. Вот так и возникает питательная среда для зависти, а уж зависть способна дать самые страшные плоды.
Третья опасность это честолюбие, которое у актера может принять специфические формы. Актер зависит от зрителя, от его восприятия. Во время спектакля устанавливается особая связь между сценой и зрительным залом. Но вот спектакль кончился а в душе актера эта связь может остаться. В итоге зависимость от мнения окружающих, зацикленность на том, как тебя воспринимают со стороны, стремление всегда, в любой ситуации произвести впечатление...
Однако здесь нет никакой обреченности. Все эти специфические соблазны и духовные болезни преодолимы, и уж тем более для воцерковленных людей, которые имеют благодатные средства для борьбы со страстями. Другое дело, что само собой ничего не получится актеру нужно сознательно выстраивать себя, выстраивать свою душу.
Естественно, мы помогаем студентам узнать подводные камни профессии, смягчить удар. Этим на протяжении четырех лет занимаются с ребятами педагоги по мастерству. Как правило, они сами актеры, сами прошли искушение сценой и понимают, что и как надо студентам говорить. Я, будучи ректором, не вмешиваюсь в этот процесс, не устраиваю каких-то специальных собраний и лекций такие меры только повредили бы, оттолкнули бы ребят. Но при этом я максимально открыт для своих студентов, всем им даю номер своего мобильного и говорю: "Если что, не стесняйтесь, звоните, приходите, советуйтесь..."
А вообще, в духовном плане актерская профессия это как ледяная горка. Если не двигаешься вверх неизбежно покатишься вниз. Но если преодолевать себя, если подниматься над собой, над своими слабостями и страстями то вырастешь и как актер, и, главное, как человек. И тогда твое искусство принесет добрые плоды.
Источник: Фома