Значительная часть опубликованных в нем материалов связана с историей Русской Церкви.
Статья С.Н. Азбелева "Версии основания монастыря на острове Валаам" посвящена комплексному анализу источников по древнейшей истории знаменитой обители. Ученый пришел к выводу, что исторически заслуживающая доверия версия базируется на летописных текстах об обретении и перенесении мощей основателей монастыря святых Сергия и Германа в Новгород в 1163 г.
Э.А. Гордиенко в исследовании "Культ святых целителей в Новгороде в XI-XII вв." обратилась к традиции почитания святых-врачевателей. Она отметила, что в Новгороде почитание святых целителей восходит к концу XI началу XII в., времени княжения старших Мономаховичей, о чем свидетельствуют созданные тогда изображения на фресках, иконах и произведениях декоративно-прикладного искусства. Особым почитанием пользовался св. мученик Пантелеимон, имя которого было дано в крещении сыну Мстислава Владимировича Изяславу, родившемуся не позднее первого десятилетия XII в. Ведущей парой среди святых целителей были святые Косма и Дамиан. В родовом гнезде Мстиславичей на Городище была церковь Космы и Дамиана, сгоревшая в 1386 г. В росписи 1125 г. Рождественского собора в Антониевом монастыре на лицевой стороне предалтарных столбов, сразу под композицией Благовещения, располагаются две пары святых врачей: слева святые Кир и Иоанн, справа святые Флор и Лавр. В руках у них соответствующие атрибуты. Кир держит сосуд с лекарствами, Флор скальпель и свиток, Лавр скальпель и пиксиду, коробочку для снадобий. В данном случае принадлежности лечебной практики, бесспорно, свидетельствуют о врачебной миссии Флора и Лавра.
Е. В. Крушельницкая и А. С. Слуцкий ввели в научный оборот вновь найденные фрагменты пергаменных октоиха и миней из переплетов рукописей Софийского собрания Российской Национальной библиотеки. Обнаружены четыре ранее неизвестных пергаменных отрывка в переплетах бумажных рукописей. Два их них из Октоиха (1-го и 7-го гласа) XIV в., остальные представляют собой фрагменты миней XII и XIV в. Фрагмент XIV в. содержит начало канона Рождества Христова, отрывок XII в. из службы апостолу св. Иакову. Находка такого числа неизвестных пергаменных памятников при просмотре переплетов лишь одного, причем, весьма известного и "востребованного" исследователями, собрания рукописей, показывает перспективность таких поисков в других собраниях, даже если они содержат рукописи, относящиеся к более позднему периоду.
М. О. Новак в статье "Древнерусские поучения: интерпретация апостольского текста" проанализировала практику цитирования текста Деяний и Посланий апостолов в древнерусских поучениях раннего периода, уделив особое внимание поучению преп. Феодосия Печерского конца XI в. и посланию черноризца Иакова князю Дмитрию Борисовичу конца XIII в.
Д. И. Антонов представил вниманию читателей демонологическое исследование ("Беса поймав, мучаше...". Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси). Автор изучил комплекс древнерусских представлений о материальных способностях падших ангелов и о физической борьбе святых с нечистыми духами. Ключевой сюжет об избиении демона ученый рассмотрел на материале переводных и оригинальных источников, архивных материалов и памятников иконографии. Антонов показал, что в древнерусской книжности демоны наделялись способностью не только оказывать воздействие на материю, но и принимать некую телесность бесы могут физически поражать человека, но и святой может истязать сатану, явившегося ему в том или ином облике. Рассказы русских авторов о демонах создавались по примеру восточной аскетической литературы и апокрифов содержащих яркие эпизоды физических "сражений" людей и демонов. Образы этой борьбы оказались созвучны народной традиции, отраженной в заговорах, оберегах. В этих памятниках рассказы о демонах зачастую принимают совсем не канонические формы. В то же время в средневековой книжной культуре до конца XVII в. физические проявления падших духов невозможно охарактеризовать ни как полностью материальные, ни как исключительно иллюзорные. Бесы имеют иную, отличную от людей природу, и их реальность, "плотскость", материальность не самодостаточны, но в каждом конкретном случае зависят от двух причин: Божьего попущения и состояния души вступившего с ними в контакт человека.
Исследование А.С. Усачева "Об исторической ценности древнерусских сообщений о чудесах (на материале Чуда о свечении под Казанью 1552 г.)" посвящено рассказу о чудесном свечении под Казанью накануне ее штурма русскими войсками (1552 г.). Рассказ представлен в Житии преп. Даниила Переяславского и Степенной книге.
В журнале опубликовано так же несколько материалов, не связанных с историей Православия (Конявская Е.Л. Краткий новгородский летописец и его место в новгородском летописании; Конявская С.В. Методы поиска "недостающего звена" в системе языка: логика и эмпирика; Майоров А.В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси: княгиня и монахиня; Салимов А.М. К вопросу о датировке каменных оборонительных сооружений Торжка; Солодкин Я.Г. Об одном нарративном источнике Есиповской летописи).
По материалам источников: Седмица.ру