Учителя проходили переподготовку в Москве, а также на выездных курсах повышения квалификации в регионах. Директорам школ рекомендуют премировать учителей за преподавание незнакомого предмета.
Переподготовку прошли 15 тысяч учителей, 1 апреля они приступят к занятиям. Курс "Основы религий и православной культуры" длится 34 часа: нынешние четвероклассники будут изучать основы религий в 4-й четверти, а затем в 1-й следующего учебного года, когда станут пятиклассниками.
Выбор за ребенка фактически сделали родители, они могли выбирать среди шести учебных программ: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Учебник сделали совершенно светским (дьякон Андрей Кураев уже сказал об учебнике по основам православной культуры, что "атеистическая цензура изуродовала учебник") Темы уроков, к примеру, "Православие в России", "Обязанности мусульман", "Будда и его учение", "Патриархи еврейского народа", "Дворянский кодекс чести". На уроках светской этики детям расскажут, что такое мораль и философия, чем отличается природа от культуры, для чего нужны традиции и как они появляются и т. д.
Учителей на курсы
15 тысяч учителей уже прошли 9-дневные курсы повышения квалификации. Для этого в Академии повышения квалификации подготовили тысячу преподавателей-тренеров, которые и вели переподготовку педагогов в своих регионах. Их научили методикам и техникам работы со взрослыми людьми. Прошедший подготовку учитель сможет претендовать на каждый из шести предметов курса.
Содержание и методики преподавания курса будут апробироваться в течение двух лет, а затем введены по всей стране. В течение этих двух лет учителя смогут возвращаться на обучение и общаться со специалистами Академии повышения квалификации в электронном режиме, пообещал ректор академии Эдуард Никитин.
Преподавать новый предмет будут учителя-гуманитарии преподаватели начальных классов (поскольку преподавать надо будет 10-летним), историки, обществоведы. "Вот, к примеру, в Чувашии из 653 учителей, прошедших курсы повышения квалификации, 586 учителя начальной школы, 32 русского языка, 18 чувашского, остальные 17 это учителя географии, музыки, ИЗО, права, истории", перечисляет первый проректор Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Алексей Рытов.
Знатоки всех религий
В теории каждый ученик может выбрать любой из шести курсов. На практике чаще всего родители учеников выбирают для своих детей основы светской этики, основы православия либо мировых религий.
К примеру, в Свердловской области 70% родителей, по предварительным опросам, выбрали курс светской этики, 23% православие, 1% ислам, 0,2% буддизм и 0,1% иудаизм. В буддийской Калмыкии основы буддизма выбрали 51%, а светскую этику 9,8%, в Еврейской автономной области только 20% выбрали иудаизм, остальные опрошенные практически поровну распределяются между основами мировых религиозных культур и основами светской этики.
"У нас чисто христианская область: 57% выбрали основы православной культуры, 36 основы светской этики и 7% основы мировых религий. 19 человек это меньше одного процента будут учить ислам. Все они из компактного поселения курдов, поэтому проблем с организацией занятий не будет", рассказывает ректор тамбовского института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина.
Учебники писали как представители конфессий, так и светские специалисты. Издательство "Просвещение" выпустило больше всего учебников по светской этике 125 тыс. экземпляров. На втором месте учебники по основам православной культуры, выпущенные тиражом 80 тыс. экземпляров, пособие по основам мировых религиозных культур издано в количестве 60 тыс. экземпляров. Исламскую культуру по учебникам "Просвещения" будут изучать 40 тыс. школьников, буддийскую 14 тыс. и иудейскую 12 тыс. детей.
Сложный выбор
Родители имеют право поменять выбранный курс, и некоторым, вероятно, придется это сделать. Если только один ребенок из "параллели" захочет изучать буддизм или ислам, не во всех школах ему смогут подобрать учителя, который вел бы урок для него одного. В этом случае, вероятно, придется согласиться на урок основ светской этики или истории религий. "Но уговаривать ребенка перейти в другой класс, потому что "вас здесь три человека, а там двадцать", такого не будет", обещает Рытов. Отказаться от посещения от уроков основ религий и светской этики вообще нельзя: они не факультативны.
"Директора должны рассчитать, скольким педагогам необходимо пройти переподготовку. Если большинство учеников заявились на два предмета, значит, должно быть два учителя", пояснила Галина Шешерина.
Основы религий и светской этики будут претендовать на время, отведенное под предмет "Окружающий мир". Сам "Окружающий мир" ускоренно прошли в течение третьей четверти, освободив место под религии. Поэтому доплаты за дополнительные часы преподавания учителям, которые вели этот предмет, не предполагается.
Но если основы религий будет преподавать, к примеру, учитель музыки, он получит надбавку. Мы рекомендуем учесть это при распределении стимулирующей части оплаты труда, ведь у учителей возрастает учебная нагрузка необходимо время на чтение методичек, освоение нового предмета.
Споры вокруг этики
Курс подвергся критике как представителей религий, так и светских специалистов. Президент Федерации еврейских организаций и общин России Михаил Членов в интервью "Труду" назвал курс "Основы светской этики" "безумно скучной дисциплиной". Согласно разработанной программе нового предмета, пока школьники, изучающие религиоведение, будут осваивать вопрос возникновения религий и сравнивать различные священные тексты, их одноклассники, выбравшие светскую этику, рассмотрят примеры семейных праздников и нравственного поведения.
Преподаватель основ православной культуры и религиоведения Мария Сеньчукова считает, что школьникам 10–11 лет преподавать такую дисциплину слишком сложно. "Большинству ребят она будет неинтересна. Поскольку весь курс касается проблем мировоззренческих, логично было бы вводить его у ребят, переживающих очередной возрастной кризис. Например, у учащихся 1-3-х классов или в 6-9-м классе".
В целом, согласно опросам, родители одобряют введение нового курса: по данным фонда "Общественное мнение", 63% опрошенных положительно отнеслись к преподаванию основ религий и светской этики в школе.
Уроки
* 15 145 учителей прошли курсы повышения квалификации
* 34 часа длительность нового учебного курса
* 300 тыс. учеников 4-го класса пройдут обучение по новому предмету
* 10–11 лет возраст учеников, которые будут изучать основы религий и светской этики
Источник: Академия повышения квалификации работников образования
Источник: www.trud.ru/ Труд