События Страстной Седмицы, которые в эти дни так ясно встают перед нашими глазами в церковном богослужении, рассказывают историю о том, как люди распяли Бога и как Бог принес им спасение. Кажется легко осуждать людей, которые жили тогда Пилата, римских солдат, иудейских начальников, бессмысленную толпу, которая кричала "Осанна" а потом, через несколько дней "Распни Его!". Но изменилось ли что-нибудь с тех пор? Люди все время ждут совсем другого мессию могучего воина, который отомстит их врагам и заставит страдать тех, кто оскорбил их. Люди не готовы поверить в Бога, оскорбляемого и избитого, Бога, пригвожденного ко Кресту.
В коммунистических пропагандистских книжках писали, что христианство переработка языческих мифов. Нет ничего более далекого от истины. Боги язычников Митра, вооруженный и победоносный, вонзающий меч в шею быка, Мардук, торжествующий после победы над космическими силами хаоса, воплощенными в драконе Тиамат, несколько более знакомый нам Кришна, с его бесконечными победами над разнообразными плохими парнями и бурными любовными похождениями, как у какого-то архаического Джеймса Бонда воплощают тот идеал, который сложился в голове язычника. Божество как воплощение человеческих устремлений, часто не лучших стремления к превосходству, к господству, к доминированию, к упоению властью и чувственными удовольствиями.
И иудеи, и язычники вовсе не видели в Христе воплощение своих ожиданий; они отворачивались от Него с презрением. Как предвещал пророк, "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (Ис.53:3)". Святой Апостол Павел говорит "а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, (1Кор.1:23)". Возвещение о распятом Мессии казалось богохульством иудеям и безумием язычникам; кажется и сейчас. Современные язычники готовы поклоняться безжалостным диктаторам потому что диктаторы выглядят могучими, повелевают огромными армиями, наводят на всех страх и не готовы склониться перед кротким и милосердным Спасителем, потому что он умирает на Кресте, вместо того, чтобы истреблять Своих врагов.
Это кажется понятным от чего нас может спасти то, кто не спас Себя Самого? "Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. (Лук.23:35)" Смерть на Кресте самое предельное поражение и унижение, прямая, диаметральная противоположность образу могучего, победительного воина; от чего может спасти Тот, кто сам потерпел полный разгром?
Евангелие отвечает на этот вопрос: "Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21)". Люди первого века хотели, чтобы Христос спас их от Римлян, от унижения и боли, чтобы он восстановил могучее, блистающее Царство, которое бы радовало их национальную гордость, чтобы он принес эпоху сытости и процветания. Изменились ли люди с тех пор? С тех пор сменилось множество поколений, могучие царства возникали и приходили в упадок, но люди остались такими же не видящими дальше своего носа. Не видящими ни своей подлинной беды, ни своего подлинного спасения.
Что было бы, если бы в Иудею I века действительно явился могучий воин и изгнал ненавистных язычников? Сильные перестали бы угнетать слабых? Лживые перестали бы обманывать доверчивых? Наконец, люди перестали бы умирать? Проснувшись утром великого освобождения, люди бы обнаружили, что они не освобождены все зло осталось с ними. Подлинное освобождение это освобождение от греха; и именно его приносит Христос, побеждая грех и смерть Своей жертвенной смертью на Кресте.
Эта победа абсолютно реальна, но войдет ли человек в нее или нет зависит от его личного произволения, от его личного покаяния и веры. Человек должен пересмотреть свое отношение к Богу, к жизни, к ближним, к самому себе. И то, что помогает нам это сделать осознание нашей смертности.
На этой неделе мы пережили теракт в московском метро; и нам стоит осмыслить это событие. В СМИ и интернете слышны яростные проклятия в адрес мусульман, в адрес властей, которые не смогли предотвратить это преступление, кто-то даже уверяет, что преступление организовали сами власти предположение со всех сторон нелепое, но людям всегда было легко верить в нелепости. Им было всегда трудно верить в Истину.
Но давайте задумаемся, кто стоит за эти преступлением и что ему надо? Да, руководители террористов преследуют какие-то свои цели возможно, показать своим спонсорам, что они еще на плаву, и что на их "священную войну" стоит продолжать давать деньги. Но тот, кто стоит за этим злодеянием в конечном итоге человекоубийца от начала, диавол.
И его цель вовсе не в том, чтобы причинить нам физическую боль или пресечь нашу земную жизнь. Его цель в том, чтобы отравить наши души грехом и отторгнуть нас от общения с Богом. Но он не может принудить нас к чему-либо враг может только запугивать и соблазнять. Те, кто реагируют со страхом, растерянностью, яростью и ненавистью, попадаются в раскинутые им сети. Но мы можем повести себя по-другому. Мы знаем, что все мы умрем, многие из нас внезапно. Это не повод для страха и ярости; это повод задуматься о вещах действительно важных. Как говорит Сам Христос, "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. (Лук.12:4,5)"
Где мы окажемся, когда наш земной путь завершится а завершится он неизбежно? Если бы мы только могли видеть рай и ад, спасенных и проклятых, мы бы ужасались более не об убитых, а об убийцах, не об изувеченных телах, а о погибших душах. Те, кто предались ложной вере и творят злодеяния, губят свои души; но пусть им не удастся погубить и наши заразив нас страхом, яростью и ненавистью.
Видя перед собой вечность которая может оказаться для невыразимо прекрасной или невыразимо ужасной будем помышлять о нашем вечном спасении, зная, что злодеев настигнет суд Божий, и ни один нераскаянный грех в этом мироздании не уйдет от заслуженной им кары.
Мы же соберемся вокруг Креста Христова, со смиренной молитвой благоразумного разбойника: "помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лук.23:42)"
Источник: Радонеж