О святых днях Страстной Седмицы мы беседуем со священником Антонием Прилипко
Отец Антоний, как нужно проводить дни Страстной седмицы?
Касательно дней Страстной седмицы можно высказать множество благочестивых пожеланий к себе и окружающим, но, похоже, потом придётся лишь поплакать о том, что всё получилось "не так". И в этом и будет правда, за которую мы потом Бога поблагодарим. Дело в том, что на Страстной наступают для нас "серьезные времена"; они "нешуточные", они связаны с Богом, со смыслом жизни и нашей крещённости, и зависят во многом не от нас. Конечно, такое особое смысловое напряжение жизни бывает на Страстной у тех, кто к этой седмице серьезно относится – ответственно, торжественно, не расхлябанно, у тех, кому не безразлично, какая у них будет Пасха.
Как нужно изменить себя в это время, по сравнению с постом в целом? Нужно ли предпринять что-то особенное?
Наверное, если в первые сорок дней Поста мы готовимся к Страстной седмице, то уместно на Страстной применить все навыки и уроки пощения "не давать себе спуску". За всем этим будет стоять теперь уже нечто более глубокое, связанное с главным смыслом Страстной седмицы пройти её вместе со Христом.
"Отречься от себя" – вот краткое выражение характера пощения на Страстной. Господь, вероятно, поставит нас в обстоятельства, при которых н ам придется вспомнить, что главное не строгость в еде, а делание добра. И в этом будет настоящая правда богоуподобления и следования за Христом.
Какую воспоминания связаны у Вас со Страстной седмицей в разные годы Вашей жизни ?
Я крестился в Великий вторник и впервые причащался в Великий Четверг. В другой год вечером в Великую среду и утром Великой субботы я впервые занимался со студентами в рамках педагогической практики готовился и волновался перед занятиями на фоне подготовки к Великому четвертку и к Пасхальной ночи.
Однажды в Страстную Пятницу я сопровождал моего друга-американца, который задержался в гостях против ожидания на неделю и накануне отъезда должен был купить меховую шапку-ушанку, а вечером освободить меня и пойти на "Евгения Онегина". Я ходил по солнечным весенним матрёшечным базарам вместо служб Страстей Христовых, и это дало мне, как ни странно, глубокое и труднообъяснимое впечатление об ужасе мироздания в этот день и о том, что Господь умирает за всех-всех, а не только за некоторых.
В семинарии, где присутствие на всех службах Страстной седмицы вменено в обязанность, я приобрел иной опыт прорыв к смыслу и содержанию служб сквозь их "избыточность" и полную усталость тоже своего рода "отречение от себя".
Какую службу Страстной седмицы вы переживаете особенно сильно и глубоко?
Из богослужебных моментов мне дорого песнопение "Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный и одежды не имею, чтобы войти в него..." . Оно троекратно поется в конце канона утрени в первые четыре дня Страстной седмицы, обыкновенно, при открытых Царских вратах. Священник стоит на коленях перед престолом. Думаю, что в этот момент службы Господь помог мне окончательно решиться принять святое Крещение.
Какое наставление вы бы дали читателям портала " Прав ославие и мир" на дни Страстной?
Читателям я бы посоветовал во время Страстной седмицы не унывать и не стесняться менять свои планы богослужебные или бытовые, подготовительные к Пасхе, если Богу это будет угодно.
Источник: Православие и мир