Последние три дня Страстной седмицы в древности назывались Крестной Пасхой. Эти дни и теперь выделяются изо всех дней года, они отличаются как от прочих дней великого поста, так и от предшествующих им дней Страстной. Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота посвящены молитвенному воспоминанию и сердечному переживанию событий 2000-летней давности, страданиям Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Предательство Иуды, умовение ног ученикам, Тайная Вечеря, арест в Гефсиманском саду, суд первосвященника, суд Пилата, поругание и осуждение на смерть, несение Креста, Распятие, Крестная смерть, погребение, всеблагое молчание перед запечатанными дверями Гроба Господня в надежде воскресения. Весь великий пост нас вел сюда, к преддверью Гроба, в котором умолкло на три дня Слово...
Священные воспоминания для православного христианина означают не просто память о тех или иных событиях это не то, что по-другому поводу называют: "нахлынули воспоминания". При чтении молитв, под благообразные скорбные песнопения и чтения из Священного Писания в уме могут пробудиться те или иные образы. Внутреннему визуальному ряду вполне помогает как иконография, так и такие более современные средства, к примеру фильм "Страсти Христовы" М. Гибсона, если речь идет о страстных днях. Это по-своему хорошо, даже отчасти подобные духовные упражнения позволяют вытеснить из ума ненужную в эти дни житейскую печаль, помышления о суете, о важных и дважды важных делах, которые мы должны сделать, но смысл которых отступает и тает при приближении к последнему рубежу смерти смерти Господа Иисуса.
Я думаю, что очень важно для христианина понять воспоминание как восстановление Святым Духом настоящей памяти о истине. Не просто принятие свидетельства Церкви о том, что то-то и то-то было именно так, как описано в Евангелии, а восстановление святой чистоты памяти как соработничества Богу в прошлом, настоящем и будущем, и эта чистота напрямую зависит от покаяния, от того насколько мы старались во время поста сделать чистым свое око как внешнее, так и внутреннее. Видеть в кротости сердца все глазами Христа. С Его помощью и укреплением евангельского духа. Священные воспомнинания для нас в дни Крестной пасхи это попытка смотреть на мир и людей глазами Христа, несущего Крест, глазами Христа распятого. И если мы сможем восстановить в себе это святое состояние внутренней памяти о жизни и смерти, о правде и суде, то и по пришествии праздника Воскресения Христова мы точно сможем смотреть на мир и на людей глазами (или сердцем) воскресшего Спасителя. Может быть это прозвучит для кого-то слишком дерзновенно, но другого выхода у нас нет. Иначе как мы сможем называться христианами, если сердце у нас не Христово, если глаза наши видят мир в иной плоскости, нежели Сам Спаситель.
Страдания Спасителя это исцеляющее душу человека лекарство. Мы часто понимаем свои беды и печали как самые самые страшные беды это отчасти правильно. Современный человек слишком часто остается наедине и в одиночестве со своими трагедиями и печалями, а ведь за унылой личиной отчаяния скрывается злобное лицо диавола, сжимающего сердце унывающего своими безжалостными когтями. И каждый со своей бедой как со своим "богатством неправедным..."
Есть один поразительный пример, который меня самого очень сильно вдохновляет, когда случается на сердце какая-то печаль. В 1905 году Великая княгиня Елисавета Феодоровна молилась над останками своего мужа, взорванного на части красными террористами. В первый же день она получает из Петербурга телеграмму от отца Иоанна Кронштадтского, в которой было написано примерно следующее: "Ваша скорбь о погибшем муже безмерна, скорбь же Матери Божией у Креста Спасителя безгранична, сложите две этих скорби Богородицы и свою и получите великое утешение..."
И в этом радость. Но имеем ли мы право радоваться во дни Страстной седмицы? Это смотря о какой радости идет речь житейское веселье и пустое смехотворство будут слишком вызывающими для христианской совести, для этого веселья есть другое время, кроме страстных дней. Но, переживая вместе с Церковью эти святые дни, умом погружаясь в исторический богочеловеческий фон Евангелия, мы должны признаться себе мы находимся в более выгодном, более радостном положении, чем святые апостолы, чем жены мироносицы, и даже книжники и фарисеи. Они не знали того, что знаем и чем дышим мы книжники и фарисеи трудились от всей души, чтобы убить Господа, Иуда по своему старался преуспеть в предательстве, апостолы были поражены страхом и неведением, святые жены спасались надеждой и верностью, но у черты смерти. Вера одних была в том, что смерть Спасителя это конец Его дела. Вера других была слаба до смертной тоски и печали.
Мы же находимся за этим последним рубежом мы знаем о Воскресении и о победе над смертью. Мы знаем о поражении надежды фарисеев, мы сами для себя можем черпать в Воскресении неограниченные творческие силы благодарение Богу нашему, воскрешающему души тех, у кого сожжена совесть, примерно так поется в известном акафисте "Слава Богу за все". У нас есть возможность жить Евангелием не как инструкцией – "так делай, а вот так не делай, это ешь, а вот это не ешь", а как Книгой Жизни, определяющей наши дела и слова, наше отношения с людьми и миром. И если говорить в школьных терминах последние дни Страстной седмицы должны стать для христианина школой, в которой учитель Святой Дух, и Им мы имеем возможность научиться любви Христовой.
В эти дни Бог обильно сеет в наших умах семя Своего Слова, нам же остается только вымолить душе чуткости и сокрушения, чтобы не себе самим приписывать благодатное преображение наших душ это путь прелести, а дать Христу Самому действовать в нас любовью.
ПРИТЧА О БОЖЬИХ СЕМЕНАХ
Однажды женщине приснился сон, в котором она зашла в магазин, а за прилавком магазина стоял Господь Бог.
Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.
Да, это Я, – ответил Бог.
А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
У меня можно купить все, прозвучал ответ.
В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
Да, это все, ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Источник: Православие и мир