Роль Церкви в Великую отечественную войну непросто оценить даже историкам. С одной стороны, фактический глава РПЦ МП митрополит Сергий (Страгородский) с первого дня войны занял патриотическую позицию и призвал всех верующих бороться с фашистами, невзирая ни на какие обиды со стороны советских властей. С другой, Церковь была вместе со своим народом на оккупированных территориях, и священникам приходилось ежедневно делать выбор между двумя тоталитарными режимами, каждый из которых Православие интересовало лишь как фактор победы, а священник представлялся им как потенциальный предатель.
Фильм Владимира Хотиненко "Поп" рассказывает о непростой жизни священника, который возрождает Православие на оккупированной немцами Псковщине. Основу фильма составляет художественное произведение, рассказывающее о судьбе одного батюшки–участника Псковской миссии. Эту роль прекрасно сыграл Сергей Маковецкий, который смог показать "пастыря доброго". Перед зрителем предстает очень живой человек без сюсюкания, пафоса или героизма. Отец Александр осознает свой долг как служение Богу и Родине, независимо от того, кто находится у власти немцы или советская власть. Такая позиция священника не является "просоветской" или "антисоветской", о чем уже пытаются поразмышлять те, кто видел фильм. Но такая постановка вопроса по отношению к подвигу духовенства Русской Церкви в годы войны кажется несколько надуманной. Несомненной режиссерской и актерской удачей является именно аполитичность фигуры главного героя.
Отец Александр вне политики, насколько можно было быть вне политики в те страшные годы. Он принимает исповедь партизана и немецкого офицера, он помогает советским военнопленным в лагере, он умоляет оккупационные власти не вешать публично советских партизан, он отказывает в христианском погребении полицаям, сотрудничавшим с гитлеровцами. Но все это он делает как-то нарочито буднично, без громких речей о "родине, партии и православной идеологии". Эта экранная будничность, пусть даже и придуманная Владимиром Хотиненко, является самым ярким впечатлением от "Попа". Режиссеру удалось показать православие без чудес и экзальтации – в "Попе", в отличие от "Острова", герои не юродствуют, не решают придуманных проблем, не совершают ненужных чудес, не рвут на себе рубаху, не произносят "знаковых" для православных слов "святынька, молитвочка, иконочка", но показывают "мужское" христианство, православие малых дел.
Именно поэтому в фильме практически не показывается, как главный герой совершает богослужение или произносит проповедь в храме, именно поэтому на Пасху храм полупуст (что не соответствует реальным историческим данным – храмы во время существования Псковской миссии были переполнены молящимися, а священники в буквальном смысле слова падали с ног от усталости). Создателям фильма удалось показать, что Христос через священника обращается к каждому человеку, а потому индивидуальное служение отца Александра, общение один на один выходит на первый план.
И, напротив, в "Попе" показано, что деятельность пастыря доброго не ограничивается стенами храма, а потому самыми массовыми проповедями являются речи главного героя над телами полицаев, когда он обращается ко всем жителям деревни.
Еще одним несомненным достоинством фильма является изображение злодеяний фашистов. Они иррационально нелепы, и от этого не менее ужасны. Вот молодой веселый немец грубо пристает к русской девушке, та дает ему оплеуху, и фашист в гневе убивает почти ребенка выстрелом в сердце, причем режиссер снял это так, что немцы уезжают, так и не поняв, что они убили человека. Озлобленность немцев, их злодеяния продиктованы не садизмом, не идеологией, а какой-то неземной усталостью о того, что они в далекой снежной "Московии" на Рождество охраняют лагерь военнопленных, которых косит тиф.
Такое очеловечивание немцев делает возможным воспринимать войну не как "трагедию народных масс", а как личную трагедию людей по обе стороны фронта, когда они собственной кровью платят за маниакальные идеи собственных руководителей.
Сказанное выше совершенно не означает, что фильм совсем лишен недостатков. Сцена ухода в лес заболевшей тифом жены священника действительно выглядит несколько надуманной. Конечно, она не хотела заражать мужа и приемных детей, но для этого можно было бы придумать менее радикальный способ, чем бегство зимой в глухую чащобу. В "Попе" есть и исторические ошибки и неточности, но рассматривать художественное произведение как исторический документ было бы весьма странно.
Одним словом зрителя, который решит пасхальным вечером прийти в кинотеатр, ожидает яркая встреча с настоящим священником и настоящим христианством, пусть даже и живущими в мире великой иллюзии.
Источник: Православная книга России