ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Поп как герой нашего времени. К выходу на экраны одноименной картины

Лариса Шорина :: 05 апреля 2010

Этот фильм – очередное свидетельство того, что для нашей страны вторая мировая война не закончилась. Слишком трудно и больно далась. Мы еще не всех убитых героев захоронили: теперь уже правнуки отыскивают "временные" погребения на местах боев, чтобы достойно похоронить прадедов. Мы не до конца разобрались в наших военных драмах: кто праведник, кто предатель... И чем пристальнее вглядываемся в "неоконченную войну", тем сложнее выплывают вопросы из раскаленных "сороковых-роковых".

В.Хотиненко прикоснулся к сложной проблеме, у которой сегодня нет убедительного решения, – "жизнь гражданского населения на оккупированных территориях". Это действительно сложно для понимания людей, воспитанных в советской исторической и этической модели. Мы привыкли относиться к фашизму как людоедскому режиму, которому следовало повсеместно оказывать яростное сопротивление.

Сегодня у этой модели много оппонентов. Да, наверное, эти люди выглядели недостаточно изящно с точки зрения изысканного европейского вкуса, совершали поступки, далекие от идеалов гуманизма. Но правда все же в том, что фашизм был побежден в неистовой жертвенной борьбе. И малейшее снижение градуса ненависти работало на врага, понижало силы борцов. Понятно, что острейший сгусток проблем "фашизм-большевизм" будет распутываться (а вернее, еще больше запутываться) и в обсуждениях нового фильма.

С идеей этой картины, очевидно, многие не согласятся. Оккупанты придумали блистательный "PR-проект" под названием "Псковская миссия" – для того, чтобы завоевать доверие населения, открывались православные храмы, напрочь закрытые уже два десятка лет. Не потому, что фашисты сочувствовали христианству, а потому, что грамотно учитывали эмоционально-психологическое состояние людей, истомленных духовной жаждой.

Это был верный расчет – население ответило признательностью. Сегодня мы знаем по опубликованным дневникам и письмам, как резко многие оттолкнулись от духовной пустыни большевизма, как жадно потянулись к родным традиционным формам жизни.

В фильме священник Александр Ионин (С.Маковецкий) приезжает в маленький городок, открывает храм, оскверненный пребыванием в нем клуба. Конечно, проходит все тяготы, вызванные его двусмысленным положением: он сотрудничает с врагом, который дал ему отнятую своими возможность исполнения долга перед Богом.

К герою Маковецкого испытываешь доверие сразу и безоглядно. Веришь, что это действительно хороший провинциальный батюшка. И не потому, что он мягко окает и смотрит добрыми глазами. Он – легок и прозрачен, внутренне свободен, не сомневается и не ищет путей, в его жизни и душе все обретено, все на своих местах, все опрятно.

Это и легкое, и невероятно трудное состояние, ведь вера неумолимо требует стойкости до конца, преодоления естественного человеческого страха, оснований для которого было чересчур много. А в свете простой души простого попа организуются жизни многих людей – и детей, и солдат... В этом и состоит подлинный конфликт фильма, который, конечно, не может быть ограничен действительно острой и насущной проблемой "свой-чужой".

Рабочее название фильма – "Преображение". Трудно точнее определить его смысловое ядро. И дело не только в естественном и неизбежном для "церковной тематики" внутреннем повороте, преображении героев, просветлении души, которое происходит от встречи с человеком, опытно знающим Бога.

В данном случае преображение имеет более глубокий, не столько нравственный, сколько богословский и, как следствие, историософский смысл. На великой вечерне праздника Преображения Господня на третьей паремии читается отрывок из Книги Царств. По-русски это звучит так: "И сказал: выйди и стань на горе пред лицеем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь". На церковнославянском: в "гласе хлада тонка".

Русская православная картина мира выстраивается именно так: Бог там, где тишина, в которой мир, в смысле умиротворение. А каким должен быть правильный русский мир в ХХ веке? Хотиненко знает: это село рядом с тихой неторопливой рекой, это храм на холме, это люди, умеющие радостно и свободно трудиться, это "на земле мир и в человецех благоволение"...

С такой картины и начинается фильм. И, увидев эту пленяющую простоту, вздрагиваешь и начинаешь мучительно вспоминать, где же, в какой исторический момент, в какой географической точке можно было увидеть спокойное лицо священника рядом с деловитыми и спокойными лицами трактористов. Где режиссер усмотрел эту тишину соединения Бога, природы и человека, где храм с крестами, дома такие, как нужны для жизни, небольшие и уютные, где люди сильные, но послушные Богу? Да там, где глас хлада тонка, где могли бы быть и мы, если бы не наши социальные и культурные фанаберии.

Нету сегодня такого места. Режиссер рассказал в интервью, как долго искали для съемок пейзаж, исполненный внутренней тишины, описаниями которой полна русская литература. Не нашли, построили декорации: и храм, и село. Не было и такого момента в жесткое предвоенное безбожное время. Могло бы быть, должно было быть, просилось из самого духа русской жизни... Но не случилось. И остались мы на сильном ветру, при раздирающем горы и сокрушающем скалы землетрясении. И не тамо Господь.

Конфликт фильма не между долгом перед Родиной и долгом перед совестью, жалостью... Конфликт между тишиной предстояния перед Богом в вечности и скрежетом истории, в которой прослоились и перепутались во взаимоотрицании "хорошие эсэсовцы", "жестокие комиссары" и наоборот – кто как увидит.

А в тишине пред Богом все складывается дивно. Батюшку дополняет Матушка (Н.Усатова), и связаны они глубокими и целомудренными отношениями, где нежность скрыта ворчанием, за сетованиями – трепет заботы, а за благополучие близких можно заплатить собственной жизнью.

Внутренний сюжет фильма В.Хотиненко построен на истории простого попа, живущего на границе двух миров, и его усилиях довести хотя бы некоторых людей к спасительному берегу, где для начала можно обрести себя. Удивительно то, что режиссер и актеры сумели решить задачу создания мира, исполненного благодати и истины, сохраняемого среди бури и огня. Что ж, мир тишины вынужден столкнуться в противоречии в том числе и со святой яростью благородной. И как тут быть – еще никто не придумал...

По материалам источников: Интерфакс-Религия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама