ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сергей Маковецкий: "Когда был в облачении, курить не смел"

Елена Мухаметшина :: 05 апреля 2010

В новом фильме Владимира Хотиненко "Поп" Сергей Маковецкий исполнил главную роль священника, отца Александра. "Поп" рассказывает историю Псковской православной миссии, которая восстанавливала церковную жизнь на Псковщине и в Прибалтике, оккупированных фашистами – и во многом под их контролем. При этом священники – отец Александр был одним из них – помогали пленным и партизанам. Когда немцы отступили в 1944 году, бОльшая часть миссии осталась и была арестована органами НКВД.

На создание картины режиссер получал благословение еще патриарха Алексия II. Премьеру назначили на Пасху – в храме Христа Спасителя. Сергей Маковецкий рассказал Елене Мухаметшиной, что патриотизм бывает разный и что не стоит говорить, что чего-то не было, если было на самом деле.

– В фильме "Поп" многие ищут в нем сверхидею, подтекст. Как вы думаете, почему?

– Не надо его искать. Фильм ни за что не агитирует, ничего не пытается доказать зрителю. Это фильм о ч-е-л-о-в-е-к-е, который попал в исключительные обстоятельства. Это часть нашей с вами истории. И время, о котором рассказывает фильм, очень спорное, тяжелое. Историю столько раз переписывали. Все зрители реагируют на картину по-разному, главное, что никто не остается равнодушным. Я сам видел, как люди выходили из зала со слезами на глазах.

– Каково вам было играть священника?

– Было страшновато, поскольку надо было много знать, попробовать еще до съемок, посмотреть. Хотя бы взять в руки кадило, чтобы понять, как оно в руках существует, так, чтобы не рассыпались уголечки. Это ведь особое искусство – кадить. Этому подолгу обучают в семинариях.

– Как вы готовились?

– Читал литературу, смотрел, слушал. У нас был замечательный консультант, настоятель храма на Сухаревке отец Кирилл. Мы после каждого съемочного дня с ним встречались и обсуждали следующую сцену. Обсуждали те фразы, которые у меня вызывали сомнения. Была, например, сцена, в которой один из героев издевается над отцом Александром, рассказывая о своих преступлениях. И мой герой говорит: "Не будет тебе, Владыкин, прощения ни на этом свете, ни на том". Я почувствовал, что это не совсем правильная фраза. В ней отец Александр слишком многое на себя берет. Он-то откуда знает. Это одному Всевышнему известно: будет прощение или нет. А бывают случаи, когда и в последнюю секунду человек получает прощение. Нам Господь каждую секунду дает выбор, как поступить. Поэтому мне показалось, что эта фраза не совсем верна. Мы нашли другую: "Ты ведь не каешься, какое тебе прощение". Она совсем по-другому звучит, согласитесь, чем "не будет тебе прощения", – в этой слишком много гордыни. Истинный батюшка не смеет так сказать. И все в таких обсуждениях, в пробах аккуратно делалось. Я курю много, но когда находился в облачении, не смел этого делать. Если мне хотелось покурить, я снимал облачение и оставался в костюме. Есть вещи, которые нельзя делать.

– Ваш фильм патриотический?

– Что считать патриотизмом? Жить по вере, по совести – разве это не патриотизм? По мне, это фильм об удивительном человеке, который ничего героического не совершает. Он не совершает подвигов. Он живет так, как, наверно, и должен жить человек – по душе, помогая, спасая, молясь. Само его существование – это обыденный подвиг. Очень многие священники Православной миссии участвовали в партизанском движении, помогали партизанам, за что были расстреляны немцами.

– Но ваш герой отец Александр не помогал, так ведь?

– Патриотизм бывает разный. Кто как не отец Александр служит Родине? Разве это не служение Родине – поддерживать людей, помогать пленным? Церковь – единственная, кто помогал пленным. Конвенция ведь не была подписана. Все люди, попавшие в плен, считались предателями.

– Но партизанам не помогал?

– Это не вошло в фильм. Но в повести он прятал партизана Луготинцева у себя под куполом, когда тот был ранен. Он выхаживал человека, который пытался его убить, рискуя собой, рискуя детьми приемными и матушкой. Могли же нагрянуть полицаи и найти.

– Где-то писали, что настоящий отец Александр эмигрировал, вы что-то про это знаете?

– Это неправда. Это отец Георгий Бенингсен эмигрировал. А отец Александр получил пятнадцать лет, даже двадцать. И отсидел от звонка до звонка. Он был посажен в 1944 году и вышел только в 1959 году. Даже после 1953 года он не был освобожден.

– Немцы, фашисты в этом фильме показаны человечными. Происходит какая-то переоценка?

– Это не переоценка. Никто не показывает немцев человеколюбивыми. Мы прекрасно знаем их зверства, загубленные, сожженные деревни. Никто не пытается перекроить историю. Но в первые месяцы немцы вели себя очень лояльно. Они считали, что они освободители. Я видел много фотографий, читал про это. Они, например, крестьянам давали наделы земли и говорили – работайте на себя и отдавайте в фонд Германии не 99%, как по продразверстке, а половину. Потом пришли советские войска: "Вы пахали? Вы отдавали?" – "Но я вынужден был свою семью кормить". – "Вы предатель, потому что помогали Германии". Так же ставили вопрос в НКВД. А людям нужно было как-то выжить.

– Одна из реплик в фильме – "не случись война, все церкви были бы уничтожены". Получается, фашисты спасли Русскую православную церковь?

– Церкви и в самом деле были бы уничтожены, не случись война. Это очень сложный поворот нашей истории, сложное испытание, которое Господь нам послал. Почему Псковская миссия? Потому что Псковская земля была практически атеистическая – там было все сожжено и разрушено. И все храмы были превращены в клубы – не было ни одного действующего храма, там была пустыня. Поэтому на этой земле немцы возрождали церковь. И представляете, какое счастье для батюшки, который вновь может войти в храм, оскверненный большевиками. И опять служить, отправлять требы, крестить, отпевать, молиться. Мы забываем о том, почему мы живы на этой земле.

– Потому что наши деды победили в той войне, разве нет?

– Но помимо подвигов солдат, есть подвиг духовный. Вы что думаете, что молитва имеет меньшую силу, чем пуля? Она имеет большую силу, и сколько есть чудес необъяснимых. Когда ханское войско подошло к городу, на стенах города стояла икона Божией Матери, и войско видело волну, которая их отгоняла. Они поворачивали назад и уходили. А что иначе как не провидение было, когда немцы вошли в Петербург и повернули назад.

– Сила духа советского народа?

– Вы хотите только человеческим подвигом все объяснить? Да, я не отнимаю человеческий подвиг наших дедов и прадедов. В чем вы меня хотите уличить?

– Просто на вопрос, как бы отнеслись к этому фильму ветераны, вы ответили, что на память ветеранов нельзя опираться. Как-то обидно за ветеранов.

– Да, я сказал. Я не верю, что ветераны отнесутся к этому фильму плохо. Память избирательна. Я вчера слышал Алексея Германа-младшего, он рассказал о реальной ситуации с его семьей, когда ехал эшелон с заключенными и на одной из станций немецкий солдат подошел к одному эшелону, открыл дверь и сказал: "Уходите". И тем самым он спас, как я понял, бабушку Алексея. Или он же рассказал, что его близкие шли в Бабий Яр и один из офицеров вытащил их из этого ряда. Если это было на самом деле – надо говорить, что этого не было? Если кто-то из немецких солдат не стрелял в человека, если он отказывался стрелять – говорить, что этого не было?

– То есть пришло время рассказать про то, что не все немцы были тогда плохими?

– В этом фильме никто не делит никого на хороших и плохих. И говорить, что ветераны на что-то обидятся, – это странно. Сегодня ветеран скажет, да, мы шли "за Родину, за Сталина". Но он забудет, что за ними стояли заградотряды. Эта картина – история священника Александра. Какая может быть обида ветеранов на фильм? Что? Не показано, как немцы зверствуют? А сцена казни?

– Премьера фильма пройдет в храме Христа Спасителя – вы считаете это нормально?

– А почему нет? Там же есть специальный Зал церковных соборов. Мне кажется это очень хорошо. И спасибо Святейшему Патриарху Кириллу, который благословил и позволил.

– То есть, по-вашему, церковь и масскульт совместимы?

– Это не масскульт. Есть кино разных жанров. Есть "Аватар", а есть фильм "Поп" – это два совершенно разных полюса. Но несмотря на сложную тематику фильма "Поп", он понятен любому зрителю, независимо от возраста и вероисповедания.

Источник: Русский Newsweek

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама