ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Омраченная Пасха

Экстремизм становится все большей угрозой для гражданского согласия в России

Андрей Мельников :: 07 апреля 2010

Неизвестно, обращали ли свою ненависть преступники, погубившие 29 марта 40 человек в московском метро, именно против православных верующих. Действительно, этот двойной теракт пришелся на первый день Страстной недели, что дало некоторым повод говорить о мрачном символизме происшедшего.

Есть и еще несколько совпадений. На следующий день после взрывов в метро неизвестный позвонил в милицию и сообщил, что в московском храме Христа Спасителя заложена бомба. Пришлось эвакуировать около 100 человек, но бомбу не нашли. Еще через два дня в Петербурге эвакуировали Казанский собор. Тоже из-за сообщения о якобы заложенной взрывчатке.

Следствием этих то ли акций устрашения, то ли чьих-то злых шуток стало то, что во всех православных храмах Москвы на Пасху были введены беспрецедентные меры безопасности. Прихожан – а их только на богослужение в ночь с субботы на воскресенье в одном храме Христа Спасителя собралось несколько тысяч – пришлось лично досматривать. Около храмов дежурили милиционеры и дружинники. Опасения отчасти подтвердились, правда, не в столице. В пасхальное воскресенье на кладбище одной из станиц в Ингушетии обнаружили два самодельных взрывных устройства. Как известно, на Пасху у православных верующих есть обычай посещать кладбища, чтобы помянуть родственников. Могли быть еще жертвы.

Вряд ли эти взрывы и последовавшие за ними провокации – дело рук одной террористической организации. Скорее всего громкое злодеяние породило череду подражаний. Но характерно, что во всем этом прослеживается желание бить по больным местам. Больные места сегодня – взаимные обиды и настороженное отношение народов России друг к другу, не последнюю роль в которых играет религиозная нетерпимость.

К месту терактов на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" люди приносили не только цветы, но и православные иконы. Эта деталь невольно наводила на мысль пришедших поклониться памяти убитых, что цель террористов – прежде всего русские, православные граждане.

Возможно, первой мыслью после терактов как у власть предержащих, так и у духовных лидеров было предотвратить рост ксенофобии, замешанной на справедливом гневе в отношении террористов. Как только пошли первые сообщения СМИ о найденных останках двух смертниц, неизбежно возник вопрос об "исламском" и "кавказском" почерке. Считается, что именно по этой причине сразу было объявлено о том, что террористок-самоубийц сопровождали "женщины славянской внешности". Дескать, мы имеем дело не с кавказским, а с глобальным исламизмом.

А вот в реакции духовных лидеров на теракты 29 марта была заметна растерянность. Никому не хотелось обострять ситуацию, это было очевидно. Патриарх Кирилл явно не нашел нужных слов, чтобы смягчить, успокоить людей. Вместо утешения он выразил гнев... против таксистов. Когда еще со станций метро не эвакуировали всех пострадавших, он уже вовсю распекал частников, которые требовали непомерную плату за наземный проезд по маршруту закрытой Сокольнической линии. Поведение автовладельцев не назовешь нравственным, но в минуты, когда всеобщее внимание было приковано к страшным событиям под землей, эти слова осуждения не совсем "по адресу" прозвучали несколько невпопад. Однако 2 апреля Патриарх выступил с обращением, которое вновь вернуло эту тему в русло религиозной образности. "Как Господь покарал Иуду и никогда его не простил, так Бог покарает и тех, кто в эти святые для православных христиан дни пролил невинную кровь", – сказал глава РПЦ.

Только через день после взрывов Церковь осознала свою ответственность за сохранение мира в обществе. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что теракты в Москве и последовавшие за ними взрывы в Кизляре не должны разрушить межнациональный мир в России. Чаплин пообещал, что "мы никогда не придем к моноэтническому обществу".

Не каждый может отличить экстремиста от законопослушного мусульманина, поэтому исламским духовным управлениям можно было проявить себя в день московских взрывов более активно. Вместо этого муфтии предпочли осторожную политику. Три крупнейшие мусульманские организации страны обнародовали официальные заявления, хотя в эти часы очень не хватало сильных, искренних слов, какие может найти человек в личном выступлении. Журналисты пытались услышать эти слова и донести их до читателя, безуспешно дозваниваясь по мобильным телефонам до северокавказских муфтиев.

Дальнейшие события – не менее трагические, чем московские, – вновь напомнили россиянам, что мусульмане на Северном Кавказе в первую очередь страдают от атак ваххабитов. 31 марта два взрыва прогремели в дагестанском городе Кизляре. 12 погибших, 27 раненых. Еще два теракта произошли в Ингушетии, в городе Карабулаке, унеся несколько жизней. Правда, эти акции были направлены против сотрудников правоохранительных органов, а не гражданских лиц, как в Москве. Терроризм на Кавказе избирателен, в городах центральной России – направлен против всех.

Среди тех, кто на мушке у террористов, – представители официальных духовных управлений мусульман на Северном Кавказе и сельские имамы, лояльные власти. На совещании в Махачкале президент Дмитрий Медведев обещал защитить мусульманское духовенство. На этой встрече с президентом духовные лица выглядели скорее как жертвы, нуждающиеся в защите федеральной власти, чем лидеры уммы, способные словом и делом повлиять на умы колеблющихся между фанатизмом и законопослушанием, а уж тем более на матерых боевиков.

Российские мусульмане привлекли в свою поддержку даже религиозные авторитеты с Ближнего Востока, выпустив совместную декларацию, которую от имени российских мусульман подписал председатель Совета муфтиев шейх Равиль Гайнутдин. "Ислам полностью разделяет идею святости человеческой жизни, и никакое недовольство, даже если оно обоснованное, не может оправдать такие кровавые чудовищные акты", – говорится в этом документе. Осталось только неясным, на кого рассчитано это воззвание. На экстремистов – с целью показать им их заблуждения, или на христианское большинство страны – чтобы отвести от законопослушных мусульман возможный рост неприязни к исламу. Но тем самым, возможно, обнаружено бессилие официального исламского духовенства перед проявлениями человеконенавистнического фанатизма.

Трагические дни Страстной недели и омраченная нынешняя Пасха показали, что надеяться на межрелигиозный мир можно только тогда, когда его судьба – в руках сильного государства. Несколько резких слов высших лиц государства несли в себе больший заряд уверенности, чем десяток заявлений религиозных объединений о миротворческом потенциале духовных традиций.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама