Духовник Фонда Андрея Первозванного отец Николай Соколов рассказывает о том, как правильно готовиться к исповеди.
Часто люди долго не исповедуются в течение года, даже двух, говоря себе: "Зачем? Я сейчас исповедуюсь, расскажу о своих грехах, а потом жизнь такая, что, к сожалению, я опять и опять буду грешить".
Если мы возьмем как аналогию наш организм физический, то вспомним, как часто мы обращаемся к врачу и насколько часто нам приходится принимать лекарства, чтобы наконец-то болезнь отошла.
Хорошо, если человек может с первого раза выполнить задуманное и решить для себя: "Всё, для меня поставлена точка, сегодня я бросил курить, завтра брошу пить и вести распутную жизнь и встаю на правильный путь". Но это в теории. Ведь даже Жития святых повествуют, что они, уходя в скиты, в пустыни, в леса, подчас подвергались тяжелейшим искушениям. Они бежали от греха и опять их грех настигал. Но они не опускали руки.
Страшно, если человек упал, и лежит в этой луже грязной, и думает: "Ладно, что ж я буду вставать? Ведь вон следующая лужа я опять в нее упаду". Так и будет продолжаться все время. Поэтому нужно вставать и идти, и милость Божья спасет вас от следующей грязной лужи, и вы сумеете ее или обойти, или, по крайней мере, испачкаться уже меньше.
Постепенно, шаг за шагом, необходимо излечиваться от своих духовных заболеваний. Ведь церковь и есть как бы амбулатория, лечебница, и священник на исповеди произносит: "Ты пришел во врачебницу, да не неисцелен отыдеши".
Если мы искренне каемся и молимся, то грех моментально уходит от человека, уничтожается. Наше дело вновь не вернуться к этому греху, то есть употребить усилия. И если у нас мало сил, мы чувствуем, что не справляемся с собой, в таком случае надо просить священника, близкого человека, чтобы молились за вас. И тогда рано или поздно грех уйдет.
Нужно помнить, что никто не знает своего дня и часа. Не откладывайте, приходите на исповедь, причащайтесь!
Как правильно готовиться к исповеди?
Прежде всего, идущий на покаяние, на исповедь должен иметь мирный дух. Нужно помириться с тем, кто тебя обидел, простить тому, кто сделал тебе зло, самому попросить прощения у того, кому ты сделал зло.
Это, пожалуй, труднее всего сказать: "Ты меня прости, я иду завтра исповедоваться, прости меня, если я что-то сделал тебе плохое". Если можно, компенсируйте обиду каким-то добрым делом, подарком, улыбкой, чтобы был мир в душе.
Второе условие: надо знать, в чем исповедоваться. Существует перечень грехов, который использует священник на общей исповеди. Можно купить соответствующую литературу, посмотреть и определиться, спроецировать на себя только то, что касается тебя. И отметить, скажем, ложь, прелюбодеяние, ненависть к человеку, обман или еще что-то.
И если ты видишь совершенный тобой грех, очень важно, чтобы этот грех не повлек за собой падения других людей и душ. Как часто грехом мы других соблазняем! Это еще одно условие: помириться, помолиться за тех, кого вольно или невольно ввел в искушение.
Подчас человек на исповеди начинает рассказывать о своей жизни вообще или о жизни тех, кто его окружает: "А вот он такой-то! А она такая-то! Я сказала, а она мне ответила, а я ей тоже ответила. Они вот такие!" То есть ты знаешь о грехах тех, кто тебя окружает, а о своих как бы и не говоришь.
Лучше не рассказывать о событиях, как что было, в каком месте и так далее, а просто говорить о конкретном грехе, что вот, да, согрешил, Господи, пред Тобою, прости мне, Господи, этот грех к примеру, ложь, зависть, сребролюбие.
А если священник скажет: "В чем дело, почему у тебя грех повторяется? Уже не первый раз приходишь ко мне и грешишь во лжи, что мешает тебе сказать истину, правду?" тогда уже беседа со священником является как бы раскрытием источника этого греха. Можно попросить священника об отдельной встрече, если недостаточно времени на исповеди.
А главное, никогда не отчаиваться и не впадать в уныние, потому что уныние тоже грех.
А какова роль священника в данном случае? Бывают разные батюшки. Кто-то принимает исповедь, скажем, достаточно формально, кто-то сопереживает и, видно, искренне к этому относится. Как правильно, на Ваш взгляд, и нужно ли искать какого-то особенного священника?
Во-первых, священник, конечно, должен сопереживать.
Священник должен молиться за того, кто пришел, молиться вместе с ним. Священник обязан в конце исповеди дать наставление, вразумление, а если нужно, и наложить епитимью.
Но подчас из-за занятости, из-за невозможности вникнуть в суть дела именно такой формальный подход бытует в церкви. Или из-за того, что пришли, допустим, двести-триста человек. Всех невозможно принять и всем дать указания, поэтому читается общая исповедь для всех. Она такая же действенная, если человек искренне кается. Но после общей исповеди, как правило, все подходят к священнику все-таки за разрешительной молитвой. И в этот момент, если тебя что-то мучает и у тебя действительно грех, который повторяется много раз, или ты не знаешь, как дальше жить с этим грехом, попроси у батюшки благословения прийти на беседу, когда возможно будет. Священник обязан принять человека, может, не сегодня-завтра, но принять.
На Вашей памяти был какой-то очевидный пример того, что исповедь меняла человека?
Это чудо совершается на литургии ежедневно. Я вижу, как человек, придя на исповедь, совершенно другой отходит от креста и Евангелия, и тем более когда уже причащается Христовых тайн. Это чудо преображения души человека.
Исцеления явные, они очень видны, и особенно когда человек в постоянном общении с тобой. Поэтому и важно духовника иметь. Когда постоянно общаешься, знаешь его жизнь, он знает твою жизнь и тебе доверяет, в этом плане уже тут формализма и не может быть никакого. Потому что я сопереживаю тому, что в его душе, в его семье, в его окружении. И он часто приходит, рассказывает о своих проблемах и помогает священнику в его жизни, и приходской и личной. И поэтому они становятся одна семья. Сердце болит за всех, и душа болит за всех.
У меня вот случай был. Известный тренер Станислав Алексеевич Жук, человек светский, военный, царствие ему небесное, скончался уже, приходил на исповедь. И вот однажды он после исповеди притащил большой ковер.
"Я, говорит, не знаю, чем благодарить Бога, мне легче стало на душе, я стал лучше себя чувствовать, у меня какие-то крылья вырастают". И это после многих лет совершенно, не хочу сказать атеистической, но безцерковной жизни.
Облегчение, изменение внутреннего состояния явно было видно в нем.
Практический вопрос, который часто интересует людей, особенно молодых. Если супруги не венчаны, то нужно каждый раз исповедоваться в прелюбодеянии?
Я по этому поводу советовался с владыкой митрополитом Антонием Блюмом.
Прелюбодеяние означает, что ты переступил свою любовь, ты наплевал на нее, ты растоптал ее, ты не ценишь то, что тебе Господь дал любовь. Это если жена изменяет мужу, муж жене, у них есть семьи на стороне и так далее. Или просто блуд, когда человек бездумно вступает в интимные связи.
А если человек женат, у него есть пусть даже гражданская, но жена. Он считает, что любит ее, она любит его, но у них нет возможности вступить в брачные отношения перед Церковью и государством. Часто это связано с материальным положением, хотя это, конечно, плохое оправдание. Но говорят зачастую: нет денег, нет жилья, нет машины, нет дачи вот соберем все это, образование получим, вот я докторскую защищу, тогда и женюсь. Буквально на днях были такие рассуждения у меня на исповеди.
Ну как тут быть? В данном случае владыка Антоний говорил, что он всем рекомендует все-таки свои отношения узаконить юридическим образом, зарегистрировать в ЗАГСе брак свой. Церковь такой брак признаёт.
Если человек не готов еще к тому, чтобы вступить в церковное таинство брака, то я лично допускаю до причастия и не отлучаю за это. Да, говорим: "Господи, прости нас, мы несовершенны, мы не можем еще до конца созреть до полноты брачного общения".
Владыка сказал мне, если они вместе пришли, покаяние приносят, молятся, то почитайте над ними молитву из чина бракосочетания, и пускай они по этому благословению пока живут, пока не созреют сами до чина венчания. Нужно по возможности вести их дальше. У меня очень много пар было, когда люди спустя несколько лет, уже имея детей, приходили и венчались, когда созрели для полноценной духовной и физической жизни. Вот позавчера я венчал тоже трое детей. Ну что делать? Ему сорок пять лет, ей где-то тридцать восемь. Нормальная пара, слава Богу.
Иначе бывает вот скорей бы повенчаться. Месяц, два, три знакомы, а может, и того меньше. И вот венчаешь через год брак распадается. "А мы не проверили чувства, мы не подумали, у нас была необходимость, так получилось, и все".
Есть еще обручение это предваряющий обряд. Так было в древности: те, кто обручались, обменивались кольцами, читалась молитва, но самого венчания, как таинства, не совершалось еще.
Лучше всего посоветоваться с духовником. Не просто со священником, который может сказать: "Я отлучаю тебя, потому что ты без брака живешь с женой своей". Духовник обязательно выяснит, почему так происходит. А проще всего сказать: "Я тебя отлучаю!"
Если человек пришел с покаянным чувством, следует дать ему исправительную молитву, помолиться за него. Настолько жизнь сейчас страшная и сложная, что ты сегодня его отлучишь, не причастив, а он может больше в храм и не прийти никогда.
Или еще хуже уходят в секты. "Вы меня отлучили, а вот там меня причащают". Люди, получив один раз негативное ощущение от общения со священником, просто уходили в "Богородичный центр" или другие секты. А виновник священник, потому что он неправильно их ориентировал и показал не любовь, а жесткость. Потому что там, где нет любви, там нет и благодати. Поэтому мы должны, приходя на исповедь к священнику, понимать, что он тоже несовершенен. И если он может тебя понять великая радость, но для этого нужно помолиться, чтобы Господь послал любовь в его сердце, потому что без любви невозможна духовная жизнь.
Источник: Вестник Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России