В самую светлую ночь в году, на Великую Пасху Христову, в храме Христа Спасителя показали фильм "Поп" Владимира Хотиненко. Cейчас фильм можно посмотреть во всех кинотеатрах страны.
Сценарий картины "Поп" основан на одноименном романе Александра Сегеня и документальных материалах. Это хронологическое повествование о судьбе отца Александра (играет Сергей Маковецкий), который был призван служить в Псковской православной миссии, сформированной офицерами вермахта из прибалтийских священников. Миссия просуществовала с августа 1941 года по февраль 1944-го, когда судьбой священников и их семей занялся НКВД. Отец Александр все это время как мог помогал узникам концлагеря Саласпилс, растил вместе с матушкой (актриса Нина Усатова) восьмерых приемных детей.
Картина снята кинокомпанией Русской православной церкви "Православная Энциклопедия" по благословению почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Фильм уже посмотрел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который высоко оценил работу всего творческого коллектива.
"Фильм "Поп" произвел на меня очень хорошее впечатление. И дай Бог, чтобы он получил признание наших зрителей. В любом случае это важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны", заметил глава Русской православной церкви.
Но фильм "Поп" рассказывает не только о жизни служителя церкви. С судьбой отца Александра переплетены и пути других людей. Еврейской девушки Евы, которая была крещена в Православие в самый канун войны и с легкой руки отца Александра спаслась, в то время как вся ее семья погибла. Еву играет Лиза Арзамасова, актриса сериала "Папины дочки", которая, как теперь очевидно, сложившаяся драматическая актриса.
Из других судеб, причудливо сплетенных войной, история полковника Ивана Фрайнгаузена, которого сыграл Анатолий Лобоцкий, известный зрителям по фильмам "Зависть богов" и "Адмирал". Полковник Фрайнгаузен некогда служил в российской армии, потом он, немец по происхождению, был вынужден иммигрировать в Германию и оказался офицером вермахта, сражающимся со Страной Советов. Это он вербует священников для служения в Псковской миссии, понимая, что так или иначе обрекает этих людей на верную гибель.
Фильм Хотиненко неоднозначный. Кому-то может показаться, что образ того же немецкого полковника выглядит более человечным, нежели животного вида офицеры НКВД, готовые поставить батюшку к стенке без суда и следствия. Но, по словам самого режиссера, на войне не бывает хороших и плохих, как не бывает и простых историй.
Прямая речь
Владимир Хотиненко, режиссер:
Эта работа потребовала особенных, необычных усилий. История специфическая, крайне сложная задача стояла перед Сергеем Маковецким. В истории нашего кино ни разу главным действующим лицом не был священник. Сложно играть хирурга, сталевара, но все-таки там есть некоторый личный опыт, чтобы подобраться к роли. В данном случае задача была исключительной, потому что подобного личного опыта у актера быть не может.
Суть фильма в исключительной ситуации, когда человек оказался между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней. Отец Александр становится в глазах очень многих людей изменником Родины, а на самом деле он просто исполняет свой человеческий и профессиональный долг. Глубже этой ситуации и быть не может. "Поп" не историческая картина, это картина об испытании.
Что для меня еще важно широкая публика впервые узнает о существовании Псковской православной миссии, об этой странице в истории Великой Отечественной войны. Даже если зрители не почерпнут из картины ничего другого уже одно это будет хорошо.
Сергей Маковецкий, актер:
В армии вермахта считали, что если будет небольшой "книксен", заигрывание с Русской православной церковью, то батюшки в проповедях смогут призвать народ лояльно относиться к новой власти оккупантов. Они считали, что враг моего врага мой друг. Единственное, чего они не учли, так это того, что батюшки, которые сильно натерпелись от большевиков, окажутся патриотами. Это наша трагическая история, о которой мало кто знает, ведь батюшек Псковской миссии расстреливали и немцы, и партизаны.
Фильм "Поп" история о человеке, который не совершает никакого героического подвига, но живет по совести и по вере. А это сложнее всего жить по совести. Играя священника, нельзя было оступиться. Шаг вправо получится пародия, буффонада, карикатура, неправда. Шаг влево сладостная благостность, в которую зритель не поверит. Приходилось все выверять по микронам. Фразы. Смеет ли батюшка по канонам так сказать. Облачение, которое накладывает особую ответственность. У нас был консультант отец Кирилл, настоятель храма Живоначальной Троицы в Листах на Сухаревке. В фильме были очень сложные для меня сцены. Например, когда Владыкин (полицай, признававшийся в убийстве стариков и младенцев во время карательной операции) не кается, а изгаляется над батюшкой. Я как человек выгнал бы его, но священнослужитель не имеет права не выслушать.
Награды
XVII кинофестиваль "Окно в Европу". Приз Союза журналистов России (2009). Гран-при VI Международного кинофестиваля "Лучезарный ангел" (2009). Гран-при международного фестиваля православного кино и СМИ "Покров" (Украина, 2009). "Золотой Орел". Приз в номинации "Лучшая женская роль второго плана" Нина Усатова.
Источник: Российская газета