Начиная с первых веков христианства Церковь неизменно вспоминает и восхваляет своих мучеников. Русское староверие крепко хранило память о страдальцах конца XVII века и более поздних времён, их прославление на церковном соборе стало возможным только после восстановления старообрядцами трёхчинной иерархии и послаблений в церковно-государственных отношениях.
Ранняя старообрядческая агиография была по преимуществу посвящена мученикам за старинное церковное благочестие, писались их иконы. Уже в первых поколениях староверов существовало почитание мощей мучеников и старообрядцев-подвижников; почин принадлежал отцам Выговской киновии, почитание мощей старообрядческих святых практиковалось также в Ветковских слободах около Гомеля. Некоторые общины окружали особым почитанием "гари", места самосожжений бескомпромиссных противников мира сего. Борьба правительства со старообрядчеством зачастую сопровождалась изъятием и уничтожением мощей.
Ранняя христианская практика почитания святых не предусматривала сложных процедур, подобных канонизации западной латинской Церкви. Ограничивались церковным благословением местного архиерея, надзирающего за чистотой вероучения и благочестивых практик. Византийский обычай скреплять благословением епископа культы святых, стихийно зародившиеся в среде верующих, был заимствован русскими христианами. Своё развитие этот обычай получил в XVI веке, когда знаменитые Соборы 1547 и 1549 гг. распространили многие местные почитания русских святых по всему Московскому царству. После бурных событий раскола соборное прославление мучеников старообрядческой Церкви долгое время было невозможно. Положение дел изменилось после того, как старообрядцы восстановили епископат (1846 г.) и регулярные ежегодные церковные Соборы.
В 1909 г. Освященный собор российских епископов Белокриницкой иерархии ознакомился с документами, призывавшими не медлить с прославлением старообрядческих мучеников. Это был доклад П. С. Макарова Десятому Всероссийскому съезду старообрядцев, проходившему в том же 1909 г., и доклад Собору от руководителей петербургского старообрядческого братства святых апостолов Петра и Павла. Во втором документе поимённо назывались епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум с соузниками Епифанием, Лазарем и Феодором.
30 августа 1909 г. (здесь и далее – все даты по старому стилю) Собор постановил собирать и изучать сведения, относящиеся к мученикам за старинное церковное благочестие. Соборы 1911 и 1912 годов возвращались к проблеме будущего прославления мучеников.
В 1913 г. господствующая церковь канонизировала Московского патриарха Гермогена, жертву польско-литовских интервентов времён Смуты. При канонизации патриарха его имя на старинный манер было передано как Ермоген.
В августе 1915 г. съезд старообрядческих егорьевских благочиний обратился в совет при старообрядческой Архиепископии с ходатайством о прославлении патриарха Ермогена. 1 сентября 1915 г. освященный Собор постановил, что местное празднование Ермогену предоставляется на усмотрение епархиальных епископов, были сделаны распоряжения относительно литургического празднования и иконографии, уточнённые и дополненные затем решениями совета при архиепископии от 21 – 22 апреля 1916 г. Замечательно, что канонизация патриарха Ермогена для местного почитания состоялась на закрытом заседании Собора, без участия мирян, без широкой огласки. Решения, принятые 1 сентября 1915 г., не нашли своего отражения в деяниях Собора, отпечатанных типографским способом.
Отречение императора Николая II от престола и последующие революционные события на короткое время устранили ограничения, сковывавшие активность старообрядцев. В мае 1917 г. съезд благочинных старообрядческой Уральского-Оренбургской епархии ходатайствовал о скорейшем прославлении мучеников. Этой же теме был посвящён доклад епископа Уральско-Оренбургского Амфилохия (Журавлёва), оглашённый на первом заседании Освященного собора, проходившего в Москве с 31 мая по 5 июня 1917 г. В заглавие доклада были вынесены имена епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума, диакона Феодора, княгини Евдокии Урусовой, боярыни Феодосии Морозовой.
31 мая 1917 г. Собор постановил прославить старообрядческих мучеников; на следующий день большинство соборян проголосовало за составление особой службы каждому новому святому. Рассказывая в своей "Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) Церкви" о канонизации 1917 года, Ф. Е. Мельников сообщает, что службы новопрославленным святым написал Иннокентий Усов, до революции – епископ Нижегородский, а в эмиграции – митрополит Белокриницкий. В календаре Русской Православной Старообрядческой Церкви на 1997 год сообщается о существовании машинописного сборника первой четверти XX в., содержащего жития мучеников и посвящённые им службы, написанные епископом Иннокентием.
Решение о дне литургического празднования памяти новопрославленных святых было принято одиннадцатью годами позднее. В сентябре 1928 г. Освященный собор постановил праздновать общую память всех старообрядческих мучеников в воскресенье перед Неделею святых праотец.
После бедствий советского времени, уже в наши дни, история прославления старообрядческих святых нашла своё продолжение.
Историческая справка по просьбе редакции подготовлена И. В. Семененко-Басиным. Печатается с сокращениями.
По материалам источников: Правда старой веры