ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Оставьте святых в покое

Александр Богатырев :: 13 апреля 2010

Как делают популярными артистов и политиков, известно, а вот почему у народа некоторые святые становятся особо почитаемыми, можно только догадываться. Все-таки не совсем ясно, почему к мощам великого князя Александра Невского можно приложиться в любое время (кроме двух дней в году: в день его памяти и в день переноса мощей, когда Александро-Невская лавра переполнена паломниками), а для того чтобы попасть в часовню блаженной Ксении Петербургской или в крипту, где покоятся мощи Матроны Московской, нужно отстоять многочасовую очередь. И идет народ к ним и в зной, и в стужу: в Петербурге в феврале к иконе блаженной Матронушки и ковчежцу с частицей ее мощей, привезенных из Москвы, народ шел в 20-градусный мороз. Очередь огибала сквер Владимирского собора и тянулась до самого конца Кузнечного рынка. И стояли в ней преимущественно нецерковные люди. Это было видно по тому, как они вели себя в храме. Некоторые озирались по сторонам с нескрываемым изумлением: им все было в диковинку. Возможно, с младенческой купели это было их первое посещение церкви.

Так почему же нищенка Ксения и слепенькая Матронушка так дороги современному русскому человеку? Неужто срабатывает классовое чутье: к великому князю обращаться боязно, а к сирым и убогим – нисколечко. К кому, как не к ним, претерпевшим многие страдания, обращаться с нашим неизбывным русским горем?

Главное то, что они, действительно, помогают. И помощь приходит очень скоро. И примеров чудесной помощи невероятное множество. О них народ передает из уст в уста. И почитание этих святых началось еще при их жизни. А в советское время к глухому забору, которым была обнесена часовня блаженной Ксении, приклеивали, прикалывали, засовывали в щели между досками тысячи записок с просьбами о помощи. Доски забора были испещрены надписями самого разнообразного свойства: "Ксеньюшка, помоги сдать экзамен по химии!"; "Ксеньюшка, сделай так, чтобы Сережа полюбил меня"; "Дорогая Ксения, уволь Косолапова – начальника нашего отдела"... Были просьбы и об исцелении умирающей матери, и о нахождении пропавшего ребенка, и о детях, погибающих от пьянства и наркотиков, и об освобождении из заключения сына. О чем только не просили и не просят Ксеньюшку, и кого только не увидишь в длинной очереди в ее часовню! Тут и бедные студенты, и богатые дамы в собольих и норковых шубах. Беда не смотрит в кошельки и на богатые наряды. Приходят поклониться Ксеньюшке и народные артисты, и международные, и политики высокого ранга. Так что без преувеличения можно сказать, что блаженная Ксения – всенародно любимая святая.

Но вот недавно главный режиссер Александринского театра Валерий Фокин, лауреат всех известных в России премий, решил преумножить ее популярность. Он поставил пьесу В. Леванова "Ксения. История любви". Перед началом спектакля зрители смогли ознакомиться с кратким житием блаженной Ксении: его прогнали бегущей строкой над сценой. А потом началось действо, не имеющее ничего общего с прочитанным. Для людей, знающих, в чем заключался ее подвиг, уже первая сцена была нешуточным испытанием. Сначала раздались страшные вопли. Потом по сцене стали метаться женщины, одна из которых бегала в ночной сорочке шибче прочих, продолжая стенать что есть мочи, – так, по мнению режиссера, должна выглядеть женщина, потерявшая любимого мужа. Эта дамочка и была Ксенией. Только, разумеется, не той, юродивой подвижницей, которую мы любим и к которой обращаемся с просьбами о помощи. Этот плод фантазии автора и постановщика прожил полтора часа на сцене, предлагая зрителю нечто, якобы основанное на житии блаженной Ксении. Правда, кое-что, помимо имени, авторы все же взяли из жития. Забежав после очередной пробежки вкруг сцены за кулисы, через полминуты героиня предстала в мужском кафтане и объявила, что она не Ксения, а Андрей Федорович, а что Ксения умерла. Тут же появились мальчишки и стали смеяться над ней, обзывать ее бесноватой, при этом (большая режиссерская находка) выкрикивая матерные ругательства. Героиня, схватив огромную палку, стала гоняться за обидчиками, что-то рыча и крича. И, по правде говоря, стала и вправду походить на бесноватую. В некоторых редакциях жития блаженной Ксении издевательства над ней мальчишек, действительно, упоминаются. Но сносила она их кротко. И лишь один раз ее видели в гневе.

После эпизода с мальчишками начались "чудеса". Первое чудо прозорливости авторы представили в виде совершенно неприличной сцены: Ксения изобличила попадью-блудницу. Ее обманутый муж в рясе и в камилавке с наперсным крестом вознамерился прилюдно прибить изобличенную изменщицу, на что та выдала тираду в духе и стилистике передачи "Про это". После этой тирады скандалистку не грех было бы и поучить, но обманутый муж почему-то скис и шустро покинул место действия. Авторам, конечно, неизвестно, что наперсные кресты появились после смерти блаженной Ксении – в царствование императора Павла Петровича. Но с лексикой современных распутных хамов они знакомы не понаслышке. Вслед за этим эпизодом зрителей порадовали историей о том, как Ксению захотел обесчестить какой-то бродяга. Но другой бродяга заступился за нее и, кажется, был убит в драке. Во всяком случае, лежал он на сцене не шевелясь. Но самое удивительное началось с появлением проститутки Кати. Она не сразу сообразила, что перед ней женщина, и стала соблазнять "мужичка" в кафтане, рассказывая о своем сугубом таланте по части ласк. А сообразив, что перед ней переодетая женщина, быстро вычислила, кто может быть в мужском кафтане. И тут она поведала Ксении чудную историю о том, что она была любовницей ее покойного мужа и что Андрей Федорович любил только ее, а Ксению не любил вовсе. Выслушав это признание, Ксения долго смотрела выпученными глазами в зрительный зал, а потом сообщила проститутке Кате, что прощает ее, а заодно и покойного мужа.

Через некоторое время на сцене появляется и покойничек. Он в исподней рубахе и солдатских подштанниках проходит к просцениуму и, не глядя на супругу, сообщает, что ему холодно и страшно. Героиня обнимает его сзади за шею, пытается согреть, проговаривая невозможные для юродивой фразы, изобличающие ее в беспросветном атеизме: "Ведь ты же умер. Как же ты здесь оказался?" Этот отпускник из ада очень невразумительно просит его простить и удаляется туда, откуда пришел.

В финале появляется некто в пальто, котелке и в черных очках. Выходит он из мрака и после нелепейшего монолога, заканчивающегося фразой "Дай-ка я тебя обниму", уводит героиню во мрак.

Поразительно то, что роль этого мортального персонажа играет замечательный актер Николай Мартон. Это единственный актер старой школы, чей монолог был отчетливо произнесен. Все же прочие исполнители проговаривали и прокрикивали свои роли абсолютно невразумительно. Понятно лишь то, что создателям этой поделки совершенно неведома область, в которую они бесцеремонно вторглись. Хотелось бы думать, что авторы не кощунники, а просто духовно невежественные люди. И что они не хотели оскорбить память любимой народом святой, а лишь по-своему осмыслили ее житие. Другое дело, что о любви духовной они не могут говорить, поскольку таковой не знают и не понимают, что это такое. Говорить о любви они смогли только на языке необузданной плоти. Вот и получилась неумная и совершенно нелепая история. Это история, придуманная безблагодатным умом, поведанная в безблагодатной эстетике современного человека, живущего вне Церкви. И все попытки "разговора на современном языке" превращаются в кощунственный конфузный лепет.

Подвиг юродства вообще трудно понять. Даже многие чуткие души приходят в смущение. А как быть современному человеку, которому все в этой жизни со всех углов кричит о том, чтобы он "брал от жизни все"? Как понять ему, настроенному на это отбирание, женщину, оставившую все земное, отказавшуюся даже от собственного имени, чтобы под именем своего покойного мужа замаливать его нераскаянные грехи? И можно ли языком театра говорить об этом? В принципе о горе вдовы, мужественно и кротко принявшей известие о смерти мужа, рассказать можно. Но современные актеры этого просто не умеют. Потеряна школа. Проще заставить актрису с воплями бегать по сцене.

А как рассказать об отречении от себя самой, от женского естества, от собственного имени, от имущества и привычной обеспеченной жизни, чтобы полвека бездомной, нищей, в холод и зной, не имея где главы преклонить, молиться за своего супруга, умершего среди веселого бала внезапной смертью без покаяния? Рассказывать об этом бесполезно, да и без фальши вряд ли удастся. Такой рассказ возможен только в церковной среде. Но церковным людям театральная версия жития святой просто не нужна. И именно для массового зрителя, привыкшего к телепошлятине, авторы предложили вышеописанные придумки. Такая история любви, по их мнению, современному человеку понятна. Но если судить по реакции зрителей, то выходит, что и не очень. Я слышал в гардеробе, как делились впечатлениями молодые и не очень молодые люди. Они признавались в том, что ничего не поняли, и досадовали, что не пошли в кабак, вместо того чтобы высиживать, натужно вникая в невразумительную "историю о чокнутой".

Печально быть свидетелем невежества деятелей культуры. Очень хотелось бы им пожелать быть не только в курсе того, что делается в парижских театрах и на Бродвее и что модного придумали о человеке голливудские мудрецы. Нужно все-таки знать отечественную классику и евангельские истины, на которых она построена. Нужно знать, как следовали этим истинам русские подвижники благочестия. А пока деятелям культуры это неведомо, лучше все-таки оставить в покое православных святых и заставить гулять по сцене других героев.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама