ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Специальная "одежда для храма" – это ересь и анахронизм

Александр Васильев :: 15 апреля 2010

В XX веке слово "икона" приобрело еще одно значение: появилось такое понятие, как "икона стиля", которое стало применяться в отношении знаменитых людей, ставших для многих примерами для подражания. В последнее время это сочетание все больше и больше используется в рекламных кампаниях самых разнообразных вещей. Что воплощают собой новые "иконы", рассказал корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной известный историк моды, театральный художник, искусствовед, писатель, преподаватель и телеведущий Александр Васильев.

– Икона представляет собой изображение святого лица, некоего идеала, к которому человек стремится на протяжении своей жизни. В мире моды существует такое понятие, как икона стиля. Какие идеалы заложены в нем? Может ли человек через одежду, через манеру одеваться подчеркнуть свой внутренний мир, выразить свою духовность?

– Иконы стиля – это знаменитости, которые известны достаточно широко, не на уровне своего подъезда, своей улицы, своего института или учреждения, где он или она служат. Это люди, обычно обладающие всемирной славой, незаурядными внешними данными, большим богатством (это обязательное условие популярности), причем чаще всего иконы стиля являются иностранцами для того региона, в котором они особенно прославились. Например, сегодня иконой стиля считается супруга президента Франции Карла Бруни. Она итальянка, но свою карьеру сделала во Франции, и именно там стала заслуженно считаться иконой стиля.

– Какие идеалы несут иконы стиля? Это просто красивые люди в красивой одежде, или за этим стоит нечто более глубокое?

– Стоит ли за этим внутренняя духовность – нет, я думаю, что не стоит. Мода и духовность практически никак не связаны. Духовный человек может быть совершенно немоден и даже вообще может быть не в курсе того, каковы тенденции сегодняшнего года, а человек, следящий за модой, может ни разу в своей жизни не сходить в храм, ему это может быть также очень чуждо, поэтому особенно прямой связи между иконой стиля и иконой в Церкви нет. Вообще слово "икона" пришло в мир моды из США, иконами стиля стали называть только после второй мировой, это было как раз в годы "холодной войны", и, если я не ошибаюсь, этот термин появился на стыке 1960-х и 1970-х годов.

Например, в последние двадцать лет иконой стиля считается певица Мадонна. Можно ли считать ее духовным человеком? Не уверен. Несмотря на то, что она постоянно публикует новости о различных своих шатаниях в религиозной области: то она занимается каббалой, то впадает в буддизм, но, тем не менее, я думаю, что это скорее напускное.

– Как люди, впоследствии названные иконами стиля, повлияли на своих современников?

– Очень сильно. Им подражают даже не сотни тысяч, а миллионы людей. Возьмите икон стиля прошлого: например, Грету Гарбо, или Мерилин Монро, или принцессу Диану – все они послужили образцом для подражания. Обычно это касается цвета их волос и прически, их грима, манеры говорить, манеры одеваться, цветовым сочетаниям, которые они носят, определенным аксессуарам, которым отдают предпочтение. И, конечно же, икона стиля является образцом для подражания и копирования, порой удачного, а порой неудачного.

– То есть в этом вопросе главное – не перестараться?

– Трудно сказать. Иногда это копирование может быть очень харизматично и прекрасно. Например, долгое время у нас в стране копировали прическу Раисы Горбачевой, которая получила название "раиска", потому что для эпохи перестройки, второй половины восьмидесятых годов, именно Раиса Максимовна считалась у нас в стране иконой стиля, а, например, ни жена Брежнева, ни жена Хрущева таковыми никогда не являлись.

– В своей книге "Русская мода. 150 лет в фотографиях" Вы говорите о понятии "русский стиль", который сформировался задолго до советской эпохи и новейшего времени. Расскажите вкратце, что для Вас русский стиль, каковы его основные черты? Насколько он основан на традиционной одежде?

– Во-первых, о традиционной русской одежде мы сегодня не знаем и не ведаем, потому что в ней никто не ходит. Мы одна из редких стран мира, которая не сохранила своего народного костюма, если только не в театральном применении – я имею в виду певицу Бабкину, хор Пятницкого, ансамбль "Березка". Все же остальные никогда не следуют ему. И если сказать сегодня русскому мужчине: приходи в косоворотке, он на вас посмотрит как на полного идиота или, наоборот, как на приверженца какой-нибудь черносотенной организации. То же самое касается и сарафана, и кокошника, и косы. Женщины у нас все это плохо воспринимают. Русский стиль касается в основном моды зимы, это тенденции, связанные с модой на меха, на шапки, на муфты, на специального рода женские манто, сильно приталенные, отороченные мехом. Зайдите, например, в Интернет, и даже на популярном американском сайте продаж, который называется e-bay, если вы наберете "Russian style", у вас сразу вылетит тьма всевозможного рода одежд: отороченных мехов, приталенных, часто украшенных аппликацией или вышивкой – все то, что еще в XIX веке считалось очень красивым и стильным. Даже удивительно, что в России люди задаются вопросом, что такое русский стиль, в то время как нигде в мире такого вопроса не возникает. Если спросить, как одеваются русские, они сразу ответят: в мех и в цветные платки.

– Но ведь это не соответствует действительности...

– Это соответствует действительности традиции. А у нас, собственно, нет никакой традиции, потому что у нас сейчас голый живот и гелевые ногти – уже частица русского стиля. А что делать-то...

– Вы часто критикуете российских женщин за вульгарность в одежде.

– А что, их похвалить, что ли?

– Что бы Вы посоветовали женщине, чтобы не выглядеть вульгарно?

– Не красить волосы в яркие, неудобоваримые цвета, употреблять только натуральные, не пользоваться мелированием.

– А что касается одежды... Может быть, тоже нужна какая-то сдержанность?

– Да, не делать гелевых губ, гелевых ногтей, не слишком декольтировать грудь и стараться нравиться мужчинам вокруг себя, дома, а не искать своей одеждой встреч на улице, не провоцировать взглядов, которые не должны смотреть на то, что должно быть тайной.

– То есть должна быть некая закрытость?

– Да, безусловно. Мы же все-таки не в тропиках! А то многие считают, что надо одеваться, как на Таити. Но Таити – другая история: там жара, там можно и без лифчика ходить.

– По статистике число прихожанок православных храмов с каждым годом растет. Каноны Церкви предъявляют довольно строгие требования к женской одежде, при этом женщина хочет оставаться стильной во всех местах своего пребывания. Что Вы ей посоветуете?

– Я считаю, что специальная "одежда для храма" является анахронизмом и ересью. И я вам скажу почему. Потому что сегодня мы не можем провести границы между мусульманской одеждой для походов в мечеть и православной одеждой для походов в храм. И там, и там длинная юбка. И там, и там закрытые рукава. И там, и там отсутствие декольте. И там, и там платок, закрывающий волосы. В чем тогда специфика? Но если вы посмотрите любую картину русского художника-передвижника XIX века, где изображены прихожане храмов (а таких картин немало, в Третьяковской галерее есть), вы увидите, что там дамы и в шляпах, и в вуалях, и в кружевах, и в моднейших платьях с кринолином, с турнюром – это совершенно никак не связано с тем деревенским анахронизмом, который нам сейчас пытаются продать за признак истой религиозности.

Например, постоянное ношение нательного креста. Возьмите любой портрет русской аристократки XIX века, которые были все крещены, воцерковлены, – ни на одном портрете креста на декольте вы не найдете, это, наоборот, традиция католичества. А возьмите другую христианскую конфессию – католичество, где вас пускают в храм и с непокрытой головой, и с распущенными волосами... Поэтому я считаю, что в Средневековье впадать абсолютно не стоит.

– Стоит ли привлечь ведущих модельеров к разработке специальных линий одежды, более закрытых, которые можно было бы использовать для храма?

– Нет, конечно. Вы хотите впасть в религиозный экстаз. Ни один модельер, зная, что мода является коммерцией, не будет создавать специальной модной одежды для похода в церковь, потому что мода всегда основана на новизне и провокации, а вы говорите об униформе. Униформа не может быть модной, ведь ее пришлось бы менять каждые шесть месяцев. Или вы хотите сказать: сегодня мы создаем голубую юбку в мелкий горох, а через месяц будет в моде розовая юбка в крупный цветок для похода в Церковь. Это абсолютно неверная позиция, я являюсь горячим противником такой установки и надеюсь, что мы не впадем в нашей стране в этот религиозный экстаз и не заставим всех женщин ходить в храм с покрытой головой и стоять на коленях все службы. Я, конечно, сторонник единения Церквей: я надеюсь, мы когда-нибудь протянем руку Ватикану, так же как и Ватикан когда-нибудь протянет руку нашей Церкви, потому что две христианские конфессии в условиях настоящей экспансии мусульманского мира не могут жить порознь. Но это мое личное мнение, и оно, возможно, не совпадает с официальной линией Церкви.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама