Безусловно, церковь имеет прямое отношение к проблемам похоронного дела. Однако от решения таких важных вопросов, как содержание кладбищенских территорий и способы их оптимального использования, она отстранена. Что не мешает служителям церкви иметь свое мнение на сей счет. По просьбе "Известий" его высказал заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН.
Конечно, можно вернуться к дореволюционной системе, когда все кладбища содержали церковные конфессии. Но сделать это непросто. И подобных предложений к нам пока не поступало. Очевидно, светские власти понимают, что возможности церкви ограниченны. Поддерживать в порядке такие огромные территории, как, допустим, Николо-Архангельское кладбище, можно лишь с помощью государства. Впрочем, уже сегодня приходы ухаживают за небольшими кладбищами при церквях за собственный счет. Тогда как, например, германское правительство оказывает некоторую финансовую поддержку нашему приходу в Берлине. На эти средства храм содержит православное кладбище. Многие кладбища сегодня перегружены. Но решение этой проблемы находится вне компетенции церкви. Хотя у РПЦ имеется своя точка зрения на некоторые применяемые сегодня способы "уплотнения" кладбищ. В частности, мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом. Кроме того, церковь не одобряет практику повторного захоронения в старых могилах. Это тоже противоречит православной традиции. Можно хоронить в склепе, в соседних могилах под одним памятником. Но у каждого умершего должна быть своя могила. Аргументировать повторное захоронение тем, что все равно родственники забросили могилу и она сровнялась с землей, неправильно. Напротив, следует восстановить место погребения человека, придать могиле достойный вид. Это обязанность живых.
24 ноября 2003 г.
Источник: Известия