Три недели назад в девятнадцати регионах России стартовал эксперимент по преподаванию в четвертых классах государственных школ нового предмета – "Основы религиозных культур и светской этики". Еще до начала экспериментального курса новация вызвала острую дискуссию в обществе. Были вопросы к оснащению школ учебными пособиями. Как и ожидалось, здесь не обошлось без технических сбоев. Многие опасались, что новый предмет запустит процесс клерикализации государственной системы образования. Вызывал нарекание и новый для отечественных учебных заведений принцип выборности того или иного модуля: православного, исламского, буддийского, иудейского, сравнительно-религиоведческого и сугубо светского. Три недели – не такой уж большой срок, чтобы делать выводы, учитывая, что на новый предмет отводится в среднем два урока в неделю. По крайней мере уровень знаний учащихся еще рано проверять. Однако собственные корреспонденты "НГР" в четырех регионах из девятнадцати, в которых проходит эксперимент, попытались разобраться, насколько успешно удалось на местах организовать уроки "духовно-нравственного ликбеза".
Красноярский край стал одним из 19 регионов, где Министерство образования и науки РФ решило провести эксперимент по преподаванию "Основ религиозных культур и светской этики" в средней школе. В апробации курса участвуют все 1282 школы края.
"Обучать детей этому курсу в крае будут 1682 педагога. Все они прошли курсы повышения квалификации. Учителя готовы вести любой модуль из данного курса. В край поступило около 35 тысяч учебных комплектов по этому предмету, – сообщил советник регионального Министерства образования и науки Евгений Степанов. – Во всех общеобразовательных школах состоялись родительские собрания, на которых были проведены письменные опросы на предмет выбора модуля учебного курса для ребенка".
Большинство красноярских родителей решили, что их чадам светская этика будет полезней, чем основы традиционных религий. По данным краевого Министерства образования и науки, основы светской этики в регионе изучают 58,2%, сводный курс основ мировых религий – 21,5% четвероклассников. Только на третьем месте родительских предпочтений оказались "Основы православной культуры" (ОПК) – 19,1%. Остальные модули – исламская, буддийская, иудейская культуры – далеко отстали в популярности. В школах полагают, что с преподаванием основ именно этих религий могут возникнуть проблемы – специалистов в этой сфере в Красноярском крае практически нет.
Представители Русской Православной Церкви сомневаются, что такой выбор родители сделали по своей воле. В середине марта Красноярск и Норильск посетил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. Увиденное на берегах Енисея ему явно не понравилось.
"В поездках по тем регионам, которые участвуют в эксперименте, я часто вижу наличие тайных "указивок", а то и прямые подделки выборов. Родителям не давали права выбора, их мнением манипулировали, их принуждали к выбору, выгодному для администрации школы, – записал в своем Живом Журнале Андрей Кураев после посещения Красноярска. – В Железногорске из 642 четвероклашек до ОПК добрались лишь девять человек. В Зеленогорске из 69 – только восемь. В Казачинском районе Красноярского края на 113 учеников – ноль тех, кто что-то узнает об ОПК (также и в Ермаковском). По социологическим опросам, год назад свыше 60% родителей пожелали преподавания "Основ православной культуры" в школе. А при реальном голосовании оказалось, что таковых в три раза меньше. Такой разрыв может быть объясним лишь одним: манипуляцией тех, кто проводил выборы".
Эксперты склонны объяснять решение красноярских родителей в пользу светской этики более прозаическими причинами. "Большинство родителей не хотят брать на себя ответственность за духовный выбор своих детей, полагая, что это слишком тонкая материя, – считает политолог Андрей Копытов. – Этот курс – экспериментальный, поэтому вполне объяснима и понятна такая осторожность. Также следует учитывать, что наше общество становится все более прагматичным, и для многих светская этика по сравнению с основами религиозных культур кажется более полезным предметом, который реально поможет в жизни".
Не спешат с выводами и парламентарии. "Мы рассматривали этот вопрос на сессии краевого парламента, – говорит председатель комитета Заксобрания по образованию, науке и культуре Василий Нечаев. – Мы правильно делаем, что участвуем в эксперименте. Если мы увидим сопротивление этому предмету, то мы его прекратим. Но, на мой взгляд, это нужно делать. Эти курсы направлены на развитие духовности в ребенке. Издержки неизбежны, но все будет под контролем краевой власти".
Источник: НГ-Религии