ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Стамбул-Константинополь. Путевые заметки

Михаил Гуманов :: 22 апреля 2010

Весна – лучшее время для путешествий. Отдых и осмотр достопримечательностей можно сочетать с паломничеством, ездить самостоятельно, выбирая маршрут по своему вкусу. Чтобы поехать, например, в Стамбул, не нужна виза и долгие приготовления. Можно ли ощутить атмосферу древнего Константинополя в современном мегаполисе-Стамбуле?

В Стамбул мы ездили в феврале, так что первым ярким впечатлением были не минареты и надписи по-турецки, а зеленая трава и цветы.

Как мы помним из классики советского кино, "Стамбул – город контрастов". Пера и Галата, с некоторыми оговорками, могли бы быть кварталами стандартного европейского мегаполиса. Старый же Город не похож ни на что, и еще более не похожи друг на друга его отдельные районы. Единственная длинная и прямая улица в Городе – Меса, по-турецки меняющая с десяток названий на протяжении своей длины. На Месе находится Университет, банки, магазины с надписями на всех языках Европы, но галатского глобализма там все равно не почувствуешь. Город Ататюрка там не переварил османской пышности дворцов и мечетей, да и османы не переварили кости Второго Рима – обезвершенные колонны, стены старых зданий.

На небольших улицах, отходящих от Месы, стоят гостиницы, торговые центры и закусочные-шаурмятни. И уже на них вовсю раскинулась уличная торговля. Есть и крупные крытые рынки, но это уже для туристов. В районе Лалели, где останавливается много наших туристов и паломников, а еще больше челноков, много оптовых магазинов с русскими вывесками, да и уличные торговцы по-нашему кое-как говорят, некоторые даже зазывают по-русски покупателей.

Кроме торговцев на обочинах, парапетах и просто на корточках вдоль улиц сидят местные мужики, лузгают семечки, читают газеты и громко общаются "за жизнь".

Если же отойти от Месы пару кварталов в любую сторону – хоть к Пропонтиде, хоть к Золотому Рогу – попадешь в районы, где по пересеченным склонам городских холмов паутиной вьются переулки шириной в пару метров. Над ними, почти смыкаясь, нависают каменные и деревянные дома неизвестного века постройки, в нижних этажах которых, как и вдоль обочин продолжается бесконечная торговля. Если возле Месы торгуют кожей, тканями и золотом, то в переулках каждый район предлагает свой товар – кто автозапчасти, кто посуду, кто вывешенные прямо на улице освежеванные бараньи туши.

В любом месте Старого Города, даже в самых извилистых переулках, нет места, откуда бы не были видны минареты. И откуда бы не были слышны призывы муэдзинов, словно перекликающихся друг с другом со всех возможных сторон. Греческих и армянских церквей в Старом Городе почти нет, а те, что есть, огорожены высоким забором с колючей проволокой и когда нет служб, закрыты. Какое-то христианское присутствие есть ближе к Стене Феодосия или в Галате.

Все же, в большей части Старого Города какого-то исламского давления не ощущается. Большинство турецких мужчин безбородо, где-то после 35 они отпускают усы. Женщины ходят в обычной европейской одежде, правда, большинство в платках. Но все уличные торговцы, обслуга гостиниц и шалманов, и даже смотрители платных туалетов – мужчины. Алкоголь продается на каждом углу в небольших магазинах – в основном, местное неплохое пиво "Эфес", вино "Якут" и анисовая водка "ракы".

Однако, есть и фундаменталистские кварталы, где таких красот не встретишь, в частности, Сулейманийе и Фатих. Там и бородатые мужики, и женщины в хиджабах, и торговля потише. Ходить по ним можно вполне спокойно – все же, это тоже центр, но как-то неуютно, что ли. В этих кварталах неоднократно были замечены листовки с Дудаевым, Масхадовым, Басаевым и Закаевым и каким-то текстом про "чеченистан".

Четких границ все эти районы не имеют – можно за полчаса выйти с проспекта Месы, пройти русскоязычные торговые ряды, потом узкие торгово-жилые улочки, потом район фундаменталистов, а потом вдруг вынырнуть на "цивилизованную" набережную Золотого Рога.

Впрочем, в Константинополе набережных в нашем понимании этого слова особенно и нет. Вдоль Рога и вдоль Пропнтиды проходят оживленные трассы, а между трассами и берегом ютятся причалы пассажирских катеров, которые ходят на азиатский берег Босфора, прогулочных туристических кораблей, рыбные рынки и шалманы.

А там, где Золотой Рог встречается с морем, там уже центр центра, главная точка сборки Константинополя. Святая София, дворец Топкапы, Голубая Мечеть, подземное водохранилище Юстиниана, Ипподром, вокзал Восточного Экспресса и многое другое.

Конечно, в Город стоит приехать хотя бы ради того, чтобы увидеть Софийский собор. Купол Софии приковывает взгляд издалека, а весной площадь с начинающими цвести деревьями, наверное, красива особенно. Внутри собора восстановлены многие фрески и мозаики, а те, что не восстановлены, можно увидеть на выставленных в галерее щитах-картинах. Конечно, многое осталось и от мечети – круглые щиты с сурами Корана на потолке, михраб на месте алтаря. В главной зале много лесов – что-то восстанавливают под объявление в этом году Константинополя "культурной столицей Европы". Но даже сейчас Софийский собор поражает величиной и соразмерностью, и нестираемым ощущением святости места.

У входа в собор-музей на стенах висят картины с изображениями Софии-храма и Софии-мечети, а также карта Византии при Юстиниане и врезка "Три Рима", на которой отмечены Рим, Константинополь и Москва.

Напротив Софии – султанский дворец Топкапы. Вся его территория занимает с десяток квадратных километров вдоль устья Золотого Рога. Там тоже огромный музей из нескольких частей. Комнаты и павильоны султанских аудиенций и заседания дивана. Внутренние помещения гарема. Сокровищницы с оружием, драгоценными одеждами и украшениями султанов, где кроме прочего выставлен 86-каратный алмаз Кашикчи. Другие сокровищницы с ветхозаветными и исламскими святынями. Из совсем древних – жезл Моисея, меч царя Давида, рука Иоанна Крестителя и даже мера для зерна праотца Авраама. Кроме того, куча мечей Мухаммеда, Али, Абу Бакра и прочих основателей ислама. Около одного из стендов с мечами толклась группа кавказской молодежи, обсуждая по-русски, что такими мечами хорошо бы рубить головы кафирам.

Со стен дворца открывается прекрасный вид на море, Галату и азиатский берег. Внизу вдоль моря едут поезда – вокзал совсем рядом с дворцом и тоже весьма красив.

А под стенами – очень красивый парк с деревянными ажурными беседками и высокими платанами, на которых курлычут и вьют гнезда журавли.

Отдельная часть дворцовой территории – археологический музей, на входе в который стоят каменные хеттские львы. Там тоже богатство – от шумерских и хеттских статуй до гробницы Александра Македонского и монументов Первого Рима.

В тех же краях есть вход в цистерну Юстиниана – древнее подземное водохранилище. Многочисленные подсвеченные колонны подпирают своды, отражаясь в воде, а у их подножья плавают рыбы. Цистерна была первым музеем Города, который мы посетили, и оставила у меня одно из самых сильных впечатлений.

Когда попадаешь в место, о котором столько читал, столько рассматривал старых карт и изображений, и понимаешь, что все это видишь своими глазами, все, что было здесь когда-то, само как бы достраивается в воображении. И все минареты с муэдзинами не перечеркивают этого Константинополя-в-моей-голове. Того, в котором над Святой Софией сияет крест. Того, который когда-то где-то еще будет воплощен.

Босфор

Босфор

С побережья Золотого Рога уходит много катеров. Большинство из них – общественный транспорт на азиатский берег. Но новоприбывшим в Константинополь интересен не иной берег, а сам Босфор. И вот, на третий день нашей поездки, мы купили билет на трехчасовую прогулку по проливу.

На восточном берегу Босфора видны в основном покрытые лесом горы Ускюдара. На западном – террасы Галаты – сначала причалы, потом верфи, потом дворцы Долмабахче и набережные Бешикташа. Это первый уровень, приморский. Над ним террасы домов, а наверху – небоскребы Перы. И по обоим берегам – высокие флагштоки с красными флагами Турецкой Республики. А потом все эти красоты затмевает Мост.

У Моста нет подпорок посередине Босфора, есть только опоры по двум берегам. И минареты прибрежных мечетей кажутся очень маленькими в сравнении с этими опорами. А Мост висит на цепях, и когда мы проходили под ним вместе с сухогрузом "Святой Варфоломей", ощущение было такое, что муравей и кот проходят под аркой, сделанной для кита.

Мы вышли на берег у стадиона им. Иненю, где торговцы продавали фанатские шарфы всех трех константинопольских футбольных клубов ("Бешикташ", "Галатасарай" и "Фенербахче"). Оттуда путь лежал на холм, за которым Константинополь в очередной раз сменит обличье. Прямые проспекты, небоскребы из стекла и бетона, супермаркеты и бутики – и ни одного минарета. Непривычно прямые улицы сходятся к площади Таксим, сердцу Перы, района, который императоры и султаны издавна выделили для иноземных купцов.

В тот день, когда мы там были, на Таксиме проходил митинг левой оппозиции. Красный флаг с пятиконечной звездой, в которую вписан кулак, как мы потом узнали, – символ Партии Рабочего Движения, "Эмекчи Харекет". Кроме таких флагов, площадь была полна и другими – красно-синими, красно-золотыми и просто красными с серпом-и-молотом. На трибуне девушка с гривой черных завитушек выкрикивала лозунги, и толпа подхватывала их. По сравнению с сугубо мужским консервативным центром, на площади Таксим как-то очень много молодых девушек. В перерыве между речами ораторов из динамиков раздавлась "Белла Чао".

Путь к Золотому Рогу лежит вниз, по проспекту Истикляль, по пути с революционерами. А на Истикляле стоят красивые девушки из Турецкой Компартии, с очередной агитацией. А навстречу, наверх, идут с барабанами еще какие-то митингующие, под синими флагами.

И мы уходим в переулки этого Константинопольского Арбата, чтобы пересидеть митинг в ресторанчике и идти дальше, сквозь кварталы и века. Из Перы – в Галату.

На 65 метров над уровнем Золотого Рога вознесся Галатский холм. И еще на 65 метров над холмом вознеслась построенная генуэзцами Башня Иисуса. Там кончается веселый богемный Истикляль, и начинается крутой спуск вниз, к Золотому Рогу, за которым минареты, торговые переулки и прочий Город. Вход на Башню платный, если пересчитывать на наши деньги, – примерно 200 рублей. А с Башни виден весь Константинополь. Старый Город, Топкапы, София, Ускюдар, Мост, Пера, Галата, Фанар и даже Принцевы Острова далеко в Мраморном море. Черепичные крыши, переулки и проспекты на всех трех берегах. Говорят, в 17-м веке один мастер сделал себе кожаные крылья и перелетел с Башни в Ускюдар. Говорят, за это его в итоге сослали куда-то в Алжир.

А мы шли дальше вниз по переулкам, мимо храмов латинской и армянской вер, коих в Галате больше чем мечетей. И уже почти отчаявшись, обрели искомое – наше русское подворье.

Шестой этаж обычного дома в обычном переулке. Всенощную там служил афонский монах мирянским чином. Среди прихожан была русская женщина с маленькими черненькими детьми, общавшимися с ней по-турецки. И еще другие русские, в этот день оказавшиеся в Константинополе, или всегда в нем жившие, прошедшие лабиринт переулков с разных сторон. В тот день была суббота, всенощная под день памяти Григория Паламы.

От Золотого Рога до Пропонтиды Константинополь окружен Стеной Феодосия. Стена интересна не только сама по себе, но и городским контекстом, в котором она существует.

Например, рядом огороженный глухой стеной греческий квартал Фанар, куда мы утром 28 февраля пошли на службу.

Последние греки ушли из Константинополя 55 лет назад, и теперь на Фанаре осталась только резиденция Патриарха и несколько административных и учебных учреждений. И торговцы на другой стороне улицы продают туристам иконы Спасителя и Богородицы, наряду с амулетами от сглаза.

Проблуждав по переулкам в поисках фанарской стены и ворот в ней, мы попали в кафедральный собор святого Георгия под самый конец литургии, на которой присутствовали десятка три местных и приезжих греков. Патриарха не видели, зато видели саркофаги с мощами Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые в 2004 году вернул Константинополю Папа Римский.

Напротив Фанара, на берегу Золотого Рога, стоит болгарский храм святого Стефана, целиком железный. А выше на холмах, уже недалеко от Стены, монастырь Хора, он же мечеть Карийе, а сейчас – музей фресок. Почти 100 лет правления кемалистов и 500 лет Османов не смогли стереть красоты работ безымянных византийских иконописцев, благодаря которым и сейчас смотрят на нас со сводов Христос, апостолы, святые мученики и императоры.

Уже через квартал от Хора видна Стена. Стену после 1453 года турки не разрушали (кроме тех мест, где сквозь ворота проложили шоссе), но и не реставрировали. Где-то римская кладка совсем цела, где-то руины, где-то высоты осталось метров пять, а где-то все двадцать. На сохранившихся башнях установлены высокие флагштоки с красными турецкими знаменами. Подняться на Стену можно почти везде, никакой ограды нет, но почти нигде нет и лестниц. Я поднимался на одну из башен возле Адрианопольских ворот, где метров семь нужно было ползти вверх по каменным ступеням под почти отвесным углом.

С внутренней стороны Стены – все то же царство кривых переулков и низких каменных домишек. С внешней стороны, между Стеной и объездным шоссе, разбиты огороды, кое-где стоят деревянные времянки. Кое-где турецкие огородники сажают капусту, а в нишах Стены и под мостами пересекающих ее трасс вокруг костров сидят местные бродяги.

Фрагмент Панорамы

У Пушечных ворот (Топкапы, у места, где войско Мехмеда прорвалось через Стену) находится музей-панорама 1453-го года. С одной стороны купола панорамы изображена проломленная взрывом Стена, на которой кипит сражение, а с башни сбрасывают золотой флаг с двуглавым орлом и устанавливают красный с полумесяцем. На другой стороне купола в окружении советников гарцует на белом коне Мехмед Завоеватель, а поле за его спиной до горизонта занято наступающими войсками.

Дальше в сторону Пропонтиды, за Силиврийским воротами находится действующий греческий женский монастырь "Живоносный Источник". Его мы искали очень долго, поскольку не могли предположить, что православный монастырь может находиться посреди мусульманского кладбища, и разыскали уже после закрытия ворот.

Мы вернулись туда в понедельник, перед самолетом, уже с рюкзаками пройдя от гостиницы до Силиврийских ворот сквозь весь Город, и "Живоносный Источник" стал последней достопримечательностью, увиденной нами в Константинополе.

В монастыре нас встретил священник-грек, поначалу принявший нас почему-то за румын, открыл нам храм, провел к чудотворной иконе Богоматери "Живоносный Источник" и к самому источнику. В источнике, находящемся в подвале храма и соединенном с подземным резервуаром, плавают красные рыбы. По одной из легенд, мусульмане хотели осквернить источник, бросив в него дохлых рыб, но рыбы ожили, а их потомки так и живут там до сих пор.

В этом осколке Византии мы попрощались со Вторым Римом. Вечером самолет уже летел над Черным Морем из весны в зиму. В Третий Рим. Домой.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама