ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вопросы к национализму

Ирина Дуденкова :: 26 апреля 2010

Когда-то с легкой руки графа Вяземского за националистическими настроениями русской общественности закрепился броский эпитет "квасной патриотизм". Теперь русофильские идеи должны связываться скорее с "пивным патриотизмом". Дело не только в том, как органично смотрятся наши выдающиеся записные националисты-публицисты в немецких и чешских пивных, а в том, что характер распространения националистических идей носит характер "брожения", хмельного энтузиазма.

Возьмем для примера торжественно представленный некоторое время назад журнал "Вопросы национализма" под редакцией Константина Крылова, задача которого – если не идеологический всеобуч, то повышения уровня общей политической культуры массы сочувствующих националистическим идеям, наведение мостов между маргиналами, гопниками и высокообразованными интеллектуалами правого дела.

Видимо, журнал может представлять интерес и для тех, кому набили оскомину бесконечные рассуждения о "национальных интересах", "национальном самосознании" или "национальной памяти", растворенные в информационных потоках российских медиа, потому что степень аналитичности в нем на порядки выше, чем в "Русском доме", который, к сожалению, распространяется едва ли не в каждом православном храме. Большинство статей, размещенных в новом журнале исторического плана, поэтому позволим себе остановиться на двух первых программных статьях, принадлежащих Константину Крылову и Михаилу Ремизову.

Крылов посвящает читателя в трудности, стоящие перед тем, кто посвятил себя изысканиями в области идеологии национализма: традиционная методологическая, связанная с тем, что исследователь и сам является носителем идеологических идей, и ряд других, связанных со спецификой националистической идеологии. Во-первых, в отличие от "больших идеологий" национализм не является универсальной системой суждений, он всегда имеет дело с историей и культурой народа как с эмпирическим материалом. Во-вторых, как полагает Крылов, нет удовлетворительных критериев, чтобы решить вопрос о том, чем один народ отличается от другого. И, наконец, важное признание: "всякий национализм, даже самый жалкий, чьи цели не простираются дальше чистого выживания, порождается этим ощущением собственной потенциальной самодостаточности, единственности для себя: мысль и чувство, в иных ситуациях невозможные. Национализм есть учение, оформляющее и направляющее это движение нации к самодовлению, делоучение целого". Это точное рефлексивное наблюдение, из которого Крылов делает верные выводы методологического плана.

Дело в том, что из него вытекают также прямые политические и этические следствия, которые националисты не склонны замечать. Национализм как политическая программа не представим без того, что называется "национальная гордость" или допущение об избранности народа, и этим он отличается от скромной патриотической позиции, но что за ним может стоять? Избранность или предназначение для чего? И здесь мы оказываемся в тупике неплодотворной тавтологии: быть народом для националиста означает всего лишь утверждать свою исключительность и избранность, мощный маховик телеологического рассуждения прокручивается в этом случае вхолостую. То есть мы имеем дело как раз с максимальным форматом политического суждения, с которым невозможно сопоставить то, что Крылов называет большими идеологиями: социалистической, либеральной или консервативной, прочие политические идеи о равенстве или справедливости меркнут и теряются перед пустой и безапелляционной идеей национального интереса.

В этом плане рассуждения Михаила Ремизова в статье "Нация: конструкт или реальность? Пролегомены к критике конструктивизма в науке о нации" оказываются не в пример аккуратнее и изощреннее вступительного слова Крылова.

Раскрывая проблему существования нации или национальной идентичности, как принято говорить, (что значит быть, допустим, русским, можно ли каким-то образом отказаться от принадлежности к своему народу) в свете актуальной социологии освобождения от природных и субстанциальных представлений о сущности человека, Ремизов явно симпатизирует Бенедикту Андерсону и его концепции "воображаемого сообщества". Между двумя крайностями – "изобретением" нации как простой манипулятивной идеологической конструкции и "пробуждением" как приведением к "историческому бодрствованию" реально существующего народа в результате "акта действенного самосознания" – существует третья позиция, представление о нации, к которой относит себя Ремизов: если нация – "воображаемое сообщество", то может ли ученый мыслить нацию иначе, чем воображая ее заодно со всеми? Ремизов полагает, что ответ может быть только отрицательным. Самый яркий пример действия национального воображения – могила Неизвестного солдата: "Присущая нации действительность зависит не от того, лежат ли в могиле "настоящие кости", а от того, горит ли здесь Вечный огонь, стоит ли на посту часовой".

Безусловно, у Ремизова появляется некоторый шанс для снятия стоящей с незапамятных времен оппозиции русофильства и русофобства. По крайней мере, безотчетный консенсунс или искусство совместного молчания о главном цементирует нацию.

Однако за наглядностью и пафосностью концепции "воображаемого сообщества" таится серьезная теоретическая трудность: с одной стороны, ее условием является существование бессознательного консенсуса, с другой стороны, для удержания представления о нации необходимы сознательные и даже волевые усилия. Каким образом происходит это перетекание бессознательного в сознательное и что является его фильтром или проводником? Вы правильно догадались, им будут проницательные отечественные националисты. Национализм как политическая программа увязает в неразрешимых проблемах методологического и теоретического плана, однако, это ничуть не смущает националистов, потому что по всему чувствуется, что националистические идеи в любом их изводе действительно пользуются широкой поддержкой, объяснить которую можно только девальвацией демократических идей и болезненной восприимчивостью к пустой официальной патриотической пропаганде на фоне продолжающейся деградации сферы социальных отношений. Национализм, оборотной стороной которого является ксенофобия, не может предложить ответственных политических ходов, потому что простой родовой принадлежности одновременно слишком много и слишком мало для того, чтобы состоялось сообщество.

Наверно, концептуально, что в дизайн журнала включен его штрих-код, действительно, это удачный маркетинговый и политический символ для современного русского национализма, задача которого – транслироваться, чтобы обмениваться, обмениваться, чтобы транслироваться, иначе говоря, бродить.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама