ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Выступление патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров в Баку

26 апреля 2010

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый господин Президент! Достоуважаемый шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде! Уважаемые религиозные лидеры и гости саммита!

Рад приветствовать участников этого высокого собрания. Предваряя основную часть своего выступления, я хотел бы выразить признательность Президенту Республики Азербайджан Ильхаму Гейдаровичу Алиеву, который всемерно поддержал саммит. Полагаю важным упомянуть роль в его организации Межрелигиозного совета СНГ и прежде всего нашего гостеприимного хозяина – председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде.

Наши дискуссии по проблемам, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, уже становятся традиционными. Это происходит благодаря тому, что религиозные лидеры сохраняют добрую волю к диалогу, несмотря на попытки посеять вражду между верующими.

Тема нынешнего саммита – "Глобализация, религия, традиционные ценности". В наше время религиозные общины сталкиваются с очень серьезными вызовами. Среди них – попытки устранить религиозность из общественной сферы и одновременно – попытки использовать чувства верующих в недобрых, а иногда и преступных целях.

В современном мире, особенно в Европе, достаточно влиятельны те, кто рассматривает любую обращенность человека к Богу как нечто мешающее прогрессу и развитию, как явление, которое ради общего блага надо поскорее оставить в прошлом. Вместе с религиозностью отвергаются традиционная нравственность, представления о браке как союзе между мужчиной и женщиной, неприкосновенность человеческой жизни.

Религия и нравственность в данном случае считаются феноменами, неохотно терпимыми в частной жизни, но подлежащими изгнанию из общественной сферы. В качестве предлога для этого подчас используется полиэтнический и полирелигиозный характер современного общества. Нередко в ряде европейских стран возникает комическая ситуация, когда определенные круги требуют, например, удалить из публичного языка название "Рождество", а с улиц – рождественские украшения, чтобы, как они объясняют, "не обидеть мусульман", а сами мусульмане в это время выступают против таких мер.

Но осуществим ли проект будущего без религии – будущего, в котором имя Божие будет забыто?

Нельзя не поразиться историческому беспамятству тех, кто продвигает этот проект. "Вообразите себе мир без религии", – восклицает один известный атеистический публицист, полагая, что без религии мир был бы лучше. Многим из здесь присутствующих не нужно воображать себе такой мир – мы в нем родились и выросли. Великий безрелигиозный эксперимент уже был поставлен, общество, в котором религия была изгнана из публичной сферы, уже было построено. Мы знаем, какой ценой это было сделано и к чему это привело: опыт тоталитарных диктатур ХХ века слишком дорого обошелся человечеству, чтобы его забывать. От сожженных церквей Испании до Бутовского полигона под Москвой, от монастырей, превращенных в концлагеря, до "полей смерти" Кампучии – везде враждебность к религии и желание устроить новый мир на началах, полностью исключающих духовную реальность, приводили к одним и тем же результатам.

Как показывает опыт ХХ века, религию можно успешно выдавить из общественной сферы – но только вместе со всеми правами и свободами, благополучием и элементарной безопасностью. В нетоталитарном мире, в мире, где у людей есть хоть немного свободы, религия всегда будет сохранять свое присутствие и влияние. Уже больше двухсот лет религии предрекают исчезновение – но ничего подобного не происходит, потому что люди – существа по природе своей религиозные, ищущие высшей правды, конечной надежды и вечного смысла жизни. Любой реалистический подход к миру и его проблемам должен это учитывать.

Процесс глобализации, свидетелями которого мы являемся, было бы неверно рассматривать в исключительно мрачных или исключительно розовых тонах. Он несет в себе как новые возможности, так и новые проблемы, как бесспорные блага, так и несомненные опасности.

Лишь недавно человечество начало осознавать взаимосвязь национальных и глобальных интересов. Этому способствовали и способствуют общие вызовы, такие как международный терроризм, кризис мировой экономики или экологический кризис, затрагивающие все страны. Рост влияния международного права привел к тому, что все большее число конституций устанавливают его приоритет. Это, в свою очередь, нередко ставит в зависимость правовую и политическую сферу малых или небогатых государств по отношению к странам-лидерам.

Двоякий эффект поддержки и закрепощения проявляется и при рассмотрении глобализации экономики. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает формальные условия для доступа народов к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов и стимулирует торговлю. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: это потеря ресурсов странами, не входящими в "золотой миллиард", разорение малого бизнеса, глобализация крайних форм конкуренции, увеличение социального неравенства в глобальном масштабе.

Взаимообщение на политическом уровне, партнерская деятельность в экономической сфере способны компенсировать некоторые побочные эффекты глобализации. Но избежать всех негативных последствий этого процесса возможно исключительно при сохранении свободы народов в культурной и религиозной сферах, которые отвечают за формирование национальной самобытности. Потеря национальной самобытности – это открытие шлюзов для того, чтобы негативные последствия глобализации стали необратимыми в масштабах планеты.

Было бы неверно подходить ко всем мировым культурам с требованием унификации, соответствия какому-то одному стандарту общественного устроения. Как мы видим, попытки внешним давлением или даже вооруженной силой навязывать народам чуждые цивилизационные формы не приводят ни к чему, кроме хаоса и умножения людских страданий. Подлинный прогресс возможен только тогда, когда он является естественным продолжением цивилизационных традиций.

Обратив внимание на библейское откровение, мы увидим, что природа человека сотворена Богом и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см. Быт. 1, 26). Именно на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. С точки зрения безрелигиозной этики, единственным ограничителем свободы человека является свобода других людей. Но это приводит к дезориентации в нравственной сфере. Тезис "сколько людей, столько и мнений" нивелирует понятие абсолютной нравственной нормы. Такая позиция способна привести к тяжелейшим последствиям и в политике, и в экономике.

Нынешнее развитие человеческой цивилизации создало условия, при которых под угрозой оказалось само существование жизни на планете. Глобальный кризис затронул все стороны человеческого существования: миллионы людей умирают от голода и болезней, растет преступность, антропогенные факторы производят такие изменения в окружающей среде, которые могут сделать ее непригодной для дальнейшей жизни человека.

Человечество хронически страдает от этих проблем, потому что они носят прежде всего этический и духовный характер. Катастрофы внешнего мира отражают кризис мировоззрения и системы ценностей современного человечества. Поэтому безуспешны попытки решать эти проблемы, игнорируя духовный аспект.

Мы должны рассмотреть еще одну опасность – попытку использования религии, религиозных символов и религиозной идентичности в низменных целях. Ирландский мыслитель Эдмунд Берк сказал: "Единственное, что нужно для триумфа зла – это чтобы хорошие люди ничего не делали". Мы не можем позволить себе ничего не делать перед лицом попыток посеять вражду и рознь между представителями различных цивилизаций.

Современное общество должно осознать, что свободная деятельность традиционных религиозных общин становится одним из условий духовной и физической безопасности людей. Нельзя победить терроризм исключительно полицейскими методами. Эффективное противодействие этому злу, пытающемуся навязать людям ложные ценности, возможно только через укорененность в ценностях настоящих, через подлинную религиозную традицию, которая исключает всякое использование религии в злых целях.

Межрелигиозный диалог должен сыграть ключевую роль в нахождении всечеловеческого ответа на вызовы нынешнего мира. Сегодня очень важно сделать так, чтобы в мировом масштабе голос межрелигиозных форумов стал более ясным и сильным, конкретным и убедительным. Прошло время общих фраз – религиозные люди должны научиться говорить конкретным языком, переводя в категории, хорошо известные светским людям, глубинные нравственные религиозные ценности.

Чтобы найти выход из многих болезненных конфликтов, людям надо научиться мыслить в масштабах духовной реальности, в масштабах вечности, в масштабах окончательного предназначения человека. Такой подход к реальности, с одной стороны, дает нам очень большую внутреннюю силу, но с другой – возлагает на нас огромную ответственность. И религиозные лидеры должны оказаться достойными своего высокого наименования и помочь людям не потерять стратегическую перспективу человеческой жизни, основное целеполагание человеческого бытия.

Действенное участие религиозных общин в обсуждении актуальных проблем современности немыслимо без механизма прямого представительства верующих мира на площадках международных организаций. Ведущей организацией ООН по вопросу диалога культур и цивилизаций является ЮНЕСКО. Эта организация проявила заинтересованность в создании механизма взаимодействия с религиозными общинами мира. Мы совместно с шейхом Аллахшукюром Паша-заде и другими религиозными лидерами провели 22 июля 2009 года в Москве учредительную встречу группы религиозных лидеров высокого уровня при ЮНЕСКО. В этом заседании участвовал генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.

В программе нынешнего саммита – очередная встреча группы религиозных лидеров в партнерстве с ЮНЕСКО. Эта встреча позволит нам порассуждать о религиозном измерении межкультурного диалога, которое приобрело особую важность после избрания генеральным директором ЮНЕСКО госпожи Ирины Боковой. Госпожа Бокова создала панель "Мир и диалог культур", которая призвана поддержать контакты организации с гражданским обществом. Нам предстоит подумать о том, как этот орган будет отражать религиозное измерение межкультурного диалога. Выражаю надежду, что все участники саммита поддержат наши усилия.

Убежден, что межрелигиозный диалог способен придать новый импульс позитивному развитию межчеловеческих и международных отношений, и нынешний форум в Баку станет тому подтверждением.

Желаю всем участникам саммита плодотворной работы.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама