ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковь о Церкви: теория и практика

Александр Кырлежев :: 27 ноября 2003

На прошлой неделе, 17-20 ноября, в Москве состоялась международная богословская конференция "Православное учение о Церкви", организованная Синодальной Богословской комиссией РПЦ. Само по себе подобное сугубо церковное мероприятие, да еще и "теоретического" характера (то есть, так сказать, вдвойне специальное) с трудом поддается квалификации как "особо значимое". В последнее время достаточно часто как в столице, так и в регионах проходят различные научно-церковные заседания и собрания, посвященные самым разным темам. Это стало одной из форм внутрицерковной активности. И все же на московскую конференцию стоит обратить особое внимание – в силу ряда причин.

Она имеет статус "Богословской конференции Русской Православной Церкви", то есть статус общецерковного мероприятия богословского характера (в данном случае решение принимается Св. Синодом). (Отметим в скобках, что другие регулярные общецерковные мероприятия с более продолжительной историей – Рождественские чтения – именуются образовательными, то есть имеют скорее прикладной характер.) Открыл конференцию Патриарх Алексий II, который в своем вступительном слове отметил: "Это уже третий богословский форум Русской Православной Церкви со времени возобновления традиции проведения общецерковных богословских конференций в 2000 году". Напомним, что в феврале юбилейного 2000 года состоялась общецерковная конференция "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия", а в ноябре 2001 – "Учение Церкви о человеке". Слова же патриарха о возобновлении традиции являются, скорее всего, отсылкой к трем масштабным конференциям, проведенным еще в годы, предшествовавшие празднованию Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

Иначе говоря, речь идет о том, что в РПЦ началась и продолжается регулярная богословская деятельность в форме публичной дискуссии – по инициативе высшей церковной власти. О чем это говорит? – О том, что в РПЦ осознана необходимость углубленной теоретической мыслительной работы, без которой, после более или менее длительного периода количественного, экстенсивного возрождения церковной жизни, невозможно добиться ее качественного, интенсивного развития.

Говоря упрощенно, богословие для повседневной жизни церкви – то же самое, что теоретическая наука для науки прикладной. Вне богословия нельзя иметь критерии для оценки эмпирической церковной реальности. Без богословия невозможно находить новые, внятные для современного человека формы выражения вневременных по своему смыслу вероучительных истин. Наконец, только богословски можно мыслить в Церкви, в русле Предания, и отвечать как на вечные смысложизненные вопросы, так и на т.н. вызовы времени. Возврат к богословию (которого, по известным причинам, было очень мало в советский период истории РПЦ) – это один из важнейших знаков нормализации церковной жизни. Это обнадеживающее указание на то, что церковь стремится избавиться от принципа ситуативных реакций, обратившись к своим смыслообразующим основаниям.

Надо сказать, что обозначилось это стремление уже давно. Нынешняя общецерковная конференция совпала по времени с 10-летием Синодальной Богословской комиссии, образованной по решению Св. Синода в конце 1993 года. Всё это время комиссию возглавляет митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, которому патриарх Алексий II выразил благодарность в своем слове на открытии конференции. Комиссия выполняет специальные поручения Св. Синода, а также разрабатывает и осуществляет программу развития богословской науки в РПЦ.

Конечно, пока в этом направлении делаются только первые шаги. На конференциях, организованных комиссией, прежде всего выявляется наличное состояние богословской науки. Для того чтобы русское православное богословие совершило прорыв и хотя бы приблизилось к тому уровню, которого оно достигло в предреволюционный период и в пореволюционном эмигрантском церковном зарубежье, должно пройти время – и должно, так сказать, выйти на арену новое поколение богословов и церковных ученых, сформировавшихся в постсоветский период. Но процесс этот уже идет, и немаловажно, что в нем участвует Священноначалие.

Возвращаясь к прошедшей конференции, следует обратить внимание и на актуальность самой темы. Ее можно обозначить как самопонимание церкви. Чтобы быть Церковью, церковь должна возвращаться к себе самой, богословски осмысливать себя самоё. Только так церковь может разобраться со множеством "мнений", идеологем и мифов, которые сегодня, после десятилетий богословской стагнации, возникают и развиваются в церковной и околоцерковной среде. Важно, что на конференции практически не было "заоблачного теоретизирования", и различные аспекты экклезиологии рассматривались в связи с церковной практикой, будь то соборность, церковное устройство, каноны, таинства. Внимание было обращено и на новейшие псевдобогословские идеи и представления, циркулирующие в церковной среде.

Не менее, а может быть, и более важной особенностью конференции стало широкое представительство на ней других поместных православных церквей. В нынешней ситуации, для которой характерно обилие межправославных конфликтов и напряжений, в ситуации, когда регулярный межправославный диалог, проводившийся в рамках подготовки к Всеправославному собору, вот уже десять лет как прерван, одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия православных церквей является именно сотрудничество в области богословия. В этом отношении московскую конференцию можно назвать прорывом. В ней приняли участие представители православных церквей из Греции, Ливана, Румынии, Польши, Франции, Великобритании, США. Профессора богословских факультетов Афинского и Салоникского университетов особо отметили важность таких встреч, когда православные разных национально-культурных традиций могут говорить "лицом к лицу". Откровенно и, так сказать, вполне дискуссионно обсуждались самые острые вопросы, касающиеся межъюрисдикционных отношений, православной диаспоры, "первенства чести" Константинопольского патриарха и т.п.

Не обошли и вопроса об отношении к инославию, весьма спорного и болезненного для русского церковного общества. В ходе открытой дискуссии даже подвергся критическому рассмотрению принятый Архиерейским собором 2000 года документ "Основные принципы отношения РПЦ к инославию" – в плане дальнейшей корректировки и уточнения его положений.

Вряд ли в краткой заметке имеет смысл обращаться к конкретным высказываниям, излагать точки зрения. Материалы прошедшей конференции будут изданы отдельным сборником (как были изданы материалы прежних общецерковных конференций). Сейчас важно отметить другое: опыт подобных собраний богословов, проходящих под эгидой церковной власти, показывает, что, во-первых, в православном богословии есть проблемы, которые надо разрешать силами, как говорится, соборного церковного разума, а, во-вторых, что внутри богословского сообщества имеет место свободная дискуссия. Церковь слишком долго не имела возможности вести внутренний богословский диалог, а когда внешняя свобода пришла (а такая свобода, как известно, "приходит нагая", говоря словами поэта), она породила прежде всего партийные идеологии, по определению чуждые взвешенной и ответственной, рассудительной богословской мысли. Тогда же стали "по местам" жечь старые богословские книги и писать новые псевдобогословские манифесты. Но это время, кажется (будем надеяться), проходит. И приходит время поставить на ноги школу, заняться наукой – а там, глядишь, придет время и высокого богословия.

В связи с конференцией надо затронуть еще одну тему – не прямо, но косвенно с ней связанную. Так случилось, что в те же дни, когда православные богословы заседали в конференц-зале гостиницы "Даниловская", в Москве находилась официальная делегация Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ), прибывшая для переговоров с РПЦ о возможном воссоединении. И это уже была в точном смысле "практическая экклезиология".

Переговоры проходили за закрытыми дверями, и ничего, кроме краткого коммюнике, общественности предложено не было. Это и понятно, потому что главным результатом была сама встреча, впервые проходившая на официальном и столь высоком уровне – с участием патриарха Алексия. Прорыв в отношениях между РПЦ и РПЦЗ – налицо. Подтвержден прежний план, согласно которому "важнейшей вехой на пути к единству должен стать визит в Москву Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра в начале 2004 года". Но сказано и нечто весьма важное относительно последовательности процесса воссоединения. На наш взгляд, ключевой фразой в совместном заявлении является следующая: "На встрече была выражена воля обеих сторон к установлению молитвенно-евхаристического общения". Это – главное в достигнутых договоренностях на сегодняшний день. Всё остальное – второстепенное, последствующее главному, то, что отложено на будущее. Никакие вопросы организационного, "юрисдикционного" и имущественного характера в настоящее время не являются первоочередными. Такова стратегия.

Сегодня не просто трудно, но бессмысленно рассуждать или гадать о том, каким образом практически будет идти процесс воссоединения, если не возникнет новых препятствий. Теперь, после визита официальной делегации РПЦЗ в Москву, многое (если не всё) будет зависеть от того, как его результаты будут восприняты и оценены в самой РПЦЗ. Как сказано в официальном заявлении, "рассмотрение обсуждавшихся на встрече вопросов будет продолжено на заседаниях Священного Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, а также Архиерейского Синода и Собора Русской Зарубежной Церкви".

Это значит, что само событие воссоединения возможно не раньше осени 2004 года, то есть после очередного Архиерейского собора РПЦ (буде он состоится в срок), на котором вряд ли будут звучать голоса против воссоединения. Но какова будет реакция на достигнутые в Москве договоренности со стороны епископата, духовенства и мирян РПЦЗ? – Об этом мы узнаем уже в декабре.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама