Прошел месяц после начала эксперимента по преподаванию в школах "Основ религиозных культур и светской этики". Курс предполагает выбор учащимся одного из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Не приведет ли это разделение школьников к противостоянию религий и культур? На этот и другие вопросы, связанные с введением нового предмета, в интервью "Литературной газете" отвечает председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда.
Новый предмет предлагает на выходе не только изучение традиционных религий России, светской этики и истории мировых религий, но еще и некий общий для всех модулей ценностный контекст. Методически это подкреплено тем, что все курсы начинаются и заканчиваются уроками, посвященными одинаковым темам. А главное: во всех шести модулях упор делается на этику, ведь глубинная задача нового курса говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо. Любой религиовед вам скажет, что в области этики в отличие от догматики мировые религии во многом совпадают. Нравственные нормы в них очень близки. И потому какого бы то ни было этического разделения "для меня хорошо это, а для него то" в рамках школьного курса быть не может. В программе всех шести модулей нет почвы для взаимной ненависти среди школьников. И вообще пора усвоить: верующему с верующим всегда легче договориться...
А как тогда сюда "вписывается" модуль светской этики?
Вполне органично. Ведь в нем тоже идет речь о нравственности.
Мы привыкли к тому, что атеизм непременно является воинствующим. И принципиально важно, чтобы в этом курсе ребенок увидел: атеист не имеет никакого повода для ненависти к верующему. Даже атеистическая наука не смогла обойтись без отсылок к религиозным ценностям. Взять хотя бы советские учебники по этике: там упоминаются христианские мыслители, например, блаженный Августин и другие.
Модуль светской этики имеет неплохой шанс покончить с агрессивным атеизмом советского времени. В каком-то смысле в этом его миссия, если угодно: дети, воспитанные этим курсом, должны быть привиты от того, чтобы рушить храмы. Ну и кроме того, на мой взгляд, этот светский курс не должен скрывать от детей генетическую связь этики с религией.
Вы говорите, что в области этики религии похожи и потому почвы для разделения нет. Но четвероклассники способны осмыслить это и избежать противостояния?
Думаю, дети очень быстро поймут, что у них нет повода для вражды. Как? Они будут общаться. Мы почему-то забываем, что детям это свойственно, и считаем, что все с неизбежностью произойдет, как в "Чучеле". Фильм этот правильный и важный, но в нем изображено то, что может случиться, а не то, что непременно должно. То, что бывает в отношениях детей, но не то, что их непременно определяет. Посмотрите: в сегодняшней школе они учатся вместе до девятого класса, а потом расходятся по разным специальностям: техническим, гуманитарным, естественным и т.д. Но они продолжают дружить и обмениваться всем новым, что узнают. И технари с гуманитариями не считают друг друга взаимно изгоями.
Кроме того, первоначально модуль, который будет изучать ребенок, определяется религиозными предпочтениями родителей. Но если эксперимент окажется успешным, на что мы надеемся и во что верим, в дальнейшем у детей будет возможность изучать основы и других религий.
И наконец, модульная схема это давнишняя, десятилетиями апробированная европейская практика, которая показывает, что никаких проблем модульность не создает.
Часто звучат слова о том, что человеку, живущему в России, нужно знать православную культуру вне зависимости от его собственной конфессии просто потому что он тут живет. Получается, модульность этой задаче противоречит?
Никто никогда не говорил, что изучение культуры страны, в которой ребенок живет, должно сводиться к изучению одного школьного курса. Если говорить шире о проблемах современного образования, то они сейчас стоят настолько остро, что речь нужно вести о комплексной программе образования и воспитания, в которой курс "Основы православной культуры" важная составная часть. В то же время нельзя забывать о необходимости хорошо представлять себе и другие религиозные традиции своей страны. Недавно журналистов призвали корректнее пользоваться религиозной терминологией и не называть, например, террористов шахидами. Потому что шахид в исламе это подвижник. Такая ситуация во многом продиктована тем, что люди, которые сейчас работают в СМИ, не получили в школе и вузе даже начального религиозного образования. Как человек, который отслеживает ситуацию в медийном поле, могу сказать, что ошибки такого рода происходят сплошь и рядом. Но иногда это принимает формы провокативные и опасные. И вот здесь очень важно, чтобы человек знал и свою культуру, и чужую. В этом смысле модульность предмета "Основы религиозных культур и светской этики" очень актуальна. Ведь ребенок чем дальше, тем больше будет по жизни сталкиваться с миром разных религий в Интернете, в институте, в поездках и т.д. И именно поэтому наличие разных модулей внутри одного курса это неплохо. Хотя начинать изучать предмет, само собой, логично со своей культуры.
Если что-то пойдет не так, может ли курс быть отменен?
Какие-то неожиданности, которые мы не можем предвидеть, возможны. Ведь школа живой организм, который невозможно механически запрограммировать. Именно поэтому речь сегодня идет об экспериментальном характере курса.
Но это не ставит под вопрос саму необходимость такого предмета. Дискуссия о том, нужно ли нашим детям изучать свою религию, контрпродуктивна. Экспериментальность заключается не в том, надо или не надо преподавать, а в том, как лучше это делать.
Семьдесят процентов родителей выбрали для своих детей светскую этику. Значит ли это, что у нас в стране 70% атеисты?
Нет, не значит. Более того: эти цифры не совпадают с самоидентичностью современного российского общества, в котором, даже по самым скромным подсчетам, не менее 70% населения относит себя к православным. Далеко не всегда и не везде выбор курса был обусловлен религиозной идентичностью родителей. Конечно, тут могли сказаться сжатые сроки, за которые новый предмет нужно было ввести, но главную причину я вижу в следующем: разъяснение родителям того, в чем смысл и задача новой дисциплины, шло не всегда и не везде адекватно. У многих родителей нет понимания специфики нового курса.
Есть и совсем грустные данные: в некоторых школах не было реальной возможности выбора из шести модулей. Либо родителей подталкивали к какому-то решению, либо выбирать нужно было из двух. Известно, что в некоторых регионах имели место факты давления на родителей. Это, конечно, недопустимо. О чем, кстати сказать, недавно говорил и Святейший Патриарх Кирилл во время своей поездки в Екатеринбургскую и Челябинскую епархии. Скажем, нам говорят, что в одной из областей, где 200 священников, никто не выбрал "Основы православной культуры". Вопрос: что же тогда выбрали их дети? Понятно, что ситуация там сложилась ненормальная, что реального выбора не было.
Несколько месяцев назад, давая интервью "Литературной газете", Вы сказали, что преподавать можно и без учебника, что учебник это результат преподавания, а не его необходимое условие. Сейчас учебник протодиакона Андрея Кураева готов и по нему ведутся занятия. Как это сочетается с тем, что Вы говорили ранее?
Эксперимент по преподаванию нового курса только начался, но у него уже есть позитивные результаты. Самый очевидный из них: написан хороший учебник, несмотря на сжатые сроки, заведомо небольшой объем и специфику возраста школьников. Учебник получил высокую оценку специалистов от Церкви, от образовательного сообщества и уже давно находится в свободном доступе в Интернете. К сожалению, у меня не было возможности познакомиться с учебниками по всем шести модулям, но те, которые я видел по религиозным культурам, мне кажутся весьма достойными. Конечно, нет предела совершенству, можно работать над оформлением серии в целом. Но и сейчас уже достигнуто немало.
Что сказать тем православным родителям, которые не хотят отдавать своих детей изучать ОПК, потому что боятся, что их научат не тому православию?
Преподавание будет следовать учебнику. А он, как я уже сказал, заслуживает доверия, получил высокую оценку Патриарха. Но есть еще один важный момент. Мы почему-то исходим из того, что если семья и так православная, то в школе о религии говорить не нужно. Получается жесткое разделение: либо семья, либо школа. Но ведь школа не альтернатива всей остальной жизни. Это одна из ее частей. И это своего рода помощь семье. Хорошо, что для ребенка из православной семьи мир Православия не будет сводиться к школьному курсу. Но еще лучше, чтобы курс дополнял то, что ребенок черпает из общения с родителями. Пусть ребенок задаст родителям вопрос, если что-то будет неясно в школе. Это и родителей может понудить лишний раз книжку открыть... Школьный предмет еще один элемент в познании мира, и во всех смыслах правильно, чтобы мир Православия открывался ребенку в разных контекстах. Чтобы, грубо говоря, и дома, и в школе он слышал об одном и том же. Тогда разные части жизни будут гармонично сочетаться.
Ребенок, растущий в хорошей семье, пускай даже неверующей, естественным образом и так впитывает, что воровать и убивать это плохо. Так зачем привлекать веру в преподавании и без того понятных вещей?
Этические нормы произрастают из религии. Это, казалось бы, общее место, но лишний раз напомнить об этом не вредно. Но есть еще один момент: ребенок познает мир, школа для него активный этап прикосновения к тому, что называется процессом познания. Совершенно справедливо, что ребенок генетически впитывает представления о нравственности. И вот тут очень важно, чтобы содержание процесса познания оказывалось для него напрямую связанным с тем, с чем он сталкивается в жизни. Чтобы то, что он изучает, находило поддержку в его личном опыте, а не оставалось чем-то теоретическим или абстрактным.
Какими конкретно должны стать плоды преподавания в среднесрочной перспективе?
Мы недооцениваем последствия агрессивного атеистического прошлого. Я уже не первый год преподаю студентам, которые по возрасту не должны были и не получали советского воспитания. Но их представления о роли религии в жизни человека и в истории совершенно не соответствуют реальности. У большинства из них в принципе нет понимания того, что это за феномен религия. При этом интуитивно человек осознает некую фундаментальную роль Тайны в своей жизни. Но трудно преодолимая установка, что религия это опиум для народа, заставляет погружаться в различные псевдорелигиозные течения и прочую ерунду. Неслучайно так популярны услуги типа "сниму порчу"...
Нынешний школьный курс это малая компенсация за то, что знание о религии десятилетиями выжигалось и высмеивалось. И чтобы какие-то вещи в человеческом мировоззрении выравнить, нужно на самом деле преподавать далеко не один год.
И само собой, курс призван реализовать две составляющие образовательного процесса: обучение и воспитание. Будет хорошо, если вырастет поколение, которое знает, что изображение креста с дугой, напоминающей полумесяц, это не знак порабощения христианами мусульман, а древний христианский символ якорь. Что смысл Пасхи не в том, что надо красить яйца и печь куличи. Что ислам не религия террористов. И что люди разных религий и культур вполне могут жить вместе, уважая взгляды друг друга, даже если они с ними не согласны.
Беседу вел Константин Мацан
Источник: Литературная газета