Презентация иллюстрированного издания "Дядя Коля" против...", посвященного анализу советской эпохи, прошла в Библиотеке-фонде "Русское Зарубежье"
28.04.2010 23:52 Версия для печати
Слева направо: В.Матисов, П. Проценко, Б.ТрофимовМосква, 28 апреля, Благовест-инфо. 30 лет назад началась работа над литературным наследием епископа Варнавы (Беляева; 1887-1963), особая часть которого, "Записные книжки", увидела свет в нынешнем году. О том, как удалось сохранить это наследие, о работе над ним, а также об уникальной судьбе самого епископа рассказали 27 апреля на вечере в Библиотеке-фонде "Русское Зарубежье" составитель книги, историк и писатель Павел Проценко, дизайнер издания Борис Трофимов и директор издательства "Христианская библиотека" (Нижний Новгород) Вадим Матисов. На презентации книги "Дядя Коля" против... Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950-1960" были продемонстрированы фрагменты фильма – беседы с келейницей еп. Варнавы и хранительницей его архива инокиней Серафимой (Верой Васильевной Ловзанской; 1904-2000). В одном из залов БФРЗ открыта экспозиция, посвященная "Записным книжкам" епископа Варнавы.
Знакомство с архивом епископа для П. Проценко началось в Киеве в 80-е годы, в квартире инокини Серафимы, где перед исследователем впервые "открылся сундук", в котором, кроме рукописей, были фотографии, негативы, газетные вырезки, документы, реликвии. Кроме сундука были еще "железный чемодан", изготовленный специально для хранения рукописей в земле (рукописи пролежали в земле с 1928 по 1948 год), а также саквояж с двойным дном.
Обстоятельства, сопутствовавшие спасению архива, а также последующей работе над ним, исследователь творчества епископа называет "детективными": ко времени начала работы над документами П.Проценко получил предупреждение от Киевского КГБ, затем последовали арест, изъятие части архива (который впоследствии был возвращен). В 90-е годы началось издание книг епископа Варнавы. К настоящему моменту уже изданы "Дар ученичества" (1993), "Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики" (в 4-х томах; 1995-1998), "В Небесный Иерусалим. История одного побега: биография епископа Варнавы (Беляева)" и другие.
"Мы сразу решили издавать достойно", так охарактеризовал принцип работы П. Проценко. Указания, как это надо делать, были найдены в записях самого епископа. "Достойно" пояснил он, значит, "не замалчивать правду" и "издавать красиво". Поддержку изданию наследия подпольного епископа, "дяди Коли", оказали ныне покойные митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), а также Патриарх Алексий II.
Автопортрет еп. Варнавы. 1946 (?) Фото из книги "Дядя Коля" против...""Записные книжки" это 16 сшитых между собой тетрадей. "Он поставил себе задачу: я делаю хронику этого времени. Что такое хроника? Действительность как она есть – с ее многоголосицей, разногласиями, но живыми голосами. Он видел, что действительность стала мертвой", рассказал П. Проценко. Епископ Варнава создавал "макет позднего сталинизма", оставаясь гражданином старого мира мира, "который ушел". Епископ записывал мысли, разговоры людей, рассказы после допросов, "подшивал" фотографии, газетные вырезки, документы времени; приводил цитаты классиков марксизма-ленинизма. "Он не выносил вердикта, он просто описывал", продолжил П. Проценко, отметив, что главное в "Записных книжках" – "острое чувство неприятия фальши". Епископ не скрывал, что любил старую Россию, что ценил "просвещенный христианский империализм" (государство, считающее себя христианским, помогает христианской миссии), и не скрывал того, что разочаровался в этом. Он понял, что "в условиях гонений эта модель не работает, и надо искать что-то другое", отметил историк. Епископ понял, что в новой советской действительности "все, чем он жил, чем дышал, во что верил" оказалось никому не нужно. После лагеря он не приближался к официальной церковной жизни. Он не служил литургию, говоря, что сейчас "время скорби". Однако, умирая, велел своим духовным детям сообщить митрополиту, что "умер епископ"...
Дизайнер книги Борис Трофимов рассказал о том, какое впечатление произвело на него знакомство с "памяткой для художника", оставленной еп. Варнавой. Епископ размышлял о том, как должна выглядеть книга. Чтобы обратить внимание на значимые места или цитаты из Евангелия, с которым сегодня многие потеряли связь, достаточно по-другому набрать текст. Он оформлял свои рукописи. Активно занимавшийся фотографией, он оставил также рекомендации фотографу. По словам Б.Трофимова, это особое чувство – "работать с материалом, который пришел к тебе, не потеряв тепло рук его автора".
Доктор исторических наук, заведующий Центром религиозной литературы ВГБИЛ Евгений Рашковский в своем выступлении отметил, что епископ Варнава в "Записных книжках" предстает "не только как летописец", пассивно фиксирующий происходящее, он – "активный аналитик с мощной философской рефлексией".
В заключение Павел Проценко отметил, что епископ Варнава – "пример того, как человек может выстоять в эпоху гонений, и выстоять творчески". Сейчас можно наблюдать повышение интереса к его духовному опыту.
Как сообщается в биографическом очерке, Николай Никанорович Беляев родился в 1887 году в рабочее-крестьянской семье в с. Раменское Московской губернии. Окончил с золотой медалью гимназию, затем – Московскую духовную академию. В 1911 году принял монашеский постриг с именем Варнавы, был дружен с о. Павлом Флоренским. В 1920 году был хиротонисан во епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. В 1922 году в знак протеста против советизации Церкви ушел с кафедры, представившись психически больным. Далее жил как частное лицо, работая над книгами и руководя небольшой общиной. В 1933 году был осужден по 58 статье УК РСФСР и приговорен к трем годам лагерей. После освобождения в 1936 году поселился в Томске вместе со своей духовной дочерью В.В. Ловзанской, выдававшей себя за племянницу. С этого времени превратился для окружающих в "дядю Колю". В 1948 году переехал в европейскую часть страны – сначала в г. Горький (Нижний Новгород), затем – в Киев.
"Записные книжки" охватывают период с 1950 по 1960-й год. Как отмечает в предисловии П.Проценко, в этой работе епископ Варнава "выносит безжалостный приговор утопической системе".
Источник: Благовест-инфо