ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О бедном государстве замолвите слово, или Кто крайний в очередь за госзаказом

Наталья Семушкина :: 04 мая 2010

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить – и не будет услышан.

(Книга Притчей Соломоновых. XXI, 13)

Принятый 23 апреля 2010г. Федеральный Закон "О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений" породил немало слухов и споров в средствах массовой информации и среди населения.

"До тысячи рублей за каждый дополнительный предмет!", "Медицина становится платной!", "У кого ворует государство!" – такими заголовками пестрят сейчас СМИ. Приводятся обрывки мнений, цитируются ответы чиновников Минобразования, депутатов и экономистов. Попробуем еще раз разобраться, что же мы (в лице государства) будем иметь в результате реформы.

budget240

"Светлое будущее" бюджетных учреждений.

Представляются важными два положения принятого Госдумой РФ Закона:

1. Все бюджетные учреждения должны выбрать для себя "светлое будущее":

– остаться бюджетными

– стать казенными

– стать автономными.

Первые существуют на государственные деньги, но доходами от дополнительно оказываемых услуг распоряжаются сами. Деньги им выделяются в виде субсидий, целевое использование которых жестко контролируется.

Вторые – менее самостоятельны – отдают все доходы в бюджет, получая средства на свои нужды по определенной смете – все расходы также строго контролируются. К казенным учреждениям будут относиться: военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, противопожарная, миграционная, таможенная службы и служба по контролю за оборотом наркотиков. Кроме того – Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление спецпрограмм президента РФ, ФСБ, Служба Внешней Разведки и Федеральная Служба Охраны. Также в эту группу попадут психиатрические больницы с интенсивным наблюдением и ряд других больниц особой направленности (статья 20 Закона).

Третьи – доходами распоряжаются сами, но и бюджетных денег не получают на существование. Государство им оплачивает только то, что должно быть исполнено в рамках госзадания. Контроль за расходованием средств в рамках госзадания – не менее жесткий.

Таким образом, школы, больницы, вузы, библиотеки, музеи и театры будут иметь право выбора типа функционирования.

Важно отметить – что касается школ – вне зависимости от правового статуса, все школы будут получать государственное задание на оказание услуг в рамках закреплённых законодательством образовательных стандартов.

2. С 1 января 2011 года Законом устанавливается переходный период, в течение которого бюджетные учреждения могут функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. И только к 1 июля 2012 года изменения, касающиеся правового положения бюджетных учреждений и казенных учреждений, должны быть завершены.

"Хотели как лучше.."

Что положительного в Законе:

О том, что контроль за целесообразностью и прозрачностью расходования бюджетных средств практически невозможен – говорилось давно. Это же признавалось в ведущих министерствах – Минобразования, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития.

Не секрет это и для каждого из нас. Армия чиновников-бюрократов на всех бюджетных уровнях уже давно стала темой для злословия.

Поэтому цели реформы бюджетных учреждений на первый взгляд благие. Сократить расход бюджетных средств на ненужные государству (а значит и нам) цели, сделать контролируемой отчетность бюджетных учреждений и дать относительную самостоятельность части из них.

Вроде бы все направлено на повышение эффективности госрасходов. И это при непрерывно возрастающей доле ВВП (по данным органов государственной статистики), направленной на нужды образования и медицины.

О том, что наших детей лишат образования, речь тоже не идет. Список обязательных в рамках госзадания предметов, согласно базисному учебному плану, включает в себя следующие:

русский язык и литература, иностранные языки, математика (включая предметы: алгебра и геометрия), информатика, история, обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики), география, естествознание (включая предметы: физика, химия, биология), искусство (включая предметы: ИЗО, музыка, МХК), технология (включая труд и ИТ), физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (Фед.Закон "О государственном стандарте общего образования", гл.2, ст.6).

И вроде как неплохо, что школа сможет оказывать дополнительные услуги нашим детям. Пусть даже на коммерческой основе, если это приведет к улучшению внешнего вида или материально-технической базы той же самой школы. Или, если за счет этого будут подняты зарплаты учителям

Кроме того, принятый Закон – один из тех редких нормативных актов, которые предусматривают предельно простой порядок изменения статуса бюджетных учреждений. Для этого достаточно будет только внести изменения в устав государственной организации или положение о ней.

А вот теперь "подводные камни", о которых немало сказано и говорится экспертами разных областей экономики, образования, искусства и здравоохранения.

Abstractum pro concreto (Абстрактное вместо конкретного – пер.с лат.)

Понятие "госзадания", которое и будет являться источником финансирования бюджетных учреждений, – в Законе определено расплывчато. И хотя, контроль за его исполнением предусматривается жесткий, но достаточно ли будет этих средств для финансирования школы или медицинского учреждения, а уж тем более учреждения культуры – неизвестно.

Кроме того, руководители бюджетных (в настоящем) учреждений – далеко не все поголовно являются отличными управленцами. Организовать работу вверенного им учреждения они могут, но вот грамотно распорядится финансами – не уверена, что это всегда будет в их силах и компетенции.

К чему это приведет?

Первое – к накоплению долгов теми учреждениями, которые самостоятельно "плавать" еще не умеют или объективно не могут, как, например. маленькие сельские школы или фельдшерские пункты. Второе – к сокращению бюджетных работников – руководителей, которые, несмотря на замечательные организаторские способности и профессиональный уровень, окажутся нелучшими финансистами (ну не готовят пока финансистов в педучилищах и культурных учреждениях).

Вынужденные выживать бюджетные учреждения будут стимулированы жесткими условиями к всевозможным способам сокращения объема бесплатных услуг и наращиванию – платных.

Что за этими словами: тренажерные залы для взрослых в школах, навязывания различных платных факультативов учащимся, платные кардиограммы взамен очереди на 2-3 месяца для стариков, широкая продажа произведений псевдонародных промыслов в музеях вместо выставок для специалистов, скандальные спектакли в театрах вместо теряющей популярность классики?

Что это, как не противоречие 41 и 43 статьям Конституции, которые предусматривают бесплатное здравоохранение и образование.

Кроме того, за право стать бюджетным – такие учреждения, как школы, больницы, библиотеки, вузы и музеи – должны будут еще побороться. То есть доказать – нужны ли они вообще государству или не очень. Причем, окончательное решение – принимать школу, вуз или больницу в число "бюджетных" или "казенных" или оставить "за бортом", чтобы научить "плавать" самостоятельно, – остается за государством.

А так как лицом государства в данном случае являются не родители, профессора, пенсионеры или студенты, а чиновники – то и объективность таких "решений" остается под большим вопросом. Передел собственности бюджетных учреждений продолжится. А коррупция, против которой и направлен Закон, – получит новый толчок для роста.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Вызывает некоторую надежду то, что принятый Закон вызвал такую резко негативную реакцию в обществе. И реализация его на практике – довольно непростая даже с точки государства процедура. По словам спикера Госдумы Б. Грызлова: "исполнительной власти предстоит принять больше десятка постановлений и изменить ещё не менее 80 нормативных актов".

Прецеденты такого рода реформ в мировой практике уже были – Таиланд, США, Великобритания. Они закончились или экономическим провалом и ростом коррупции (как в Таиланде), или закрытием части школ, как в Великобритании, или отменой изменений в результате протеста общества, как в Америке.

Еще Макс Вебер, немецкий ученый, признанный социологами и политэкономистами всего мира, утверждал, что принципы функционирования коммерческих структур и государственного сектора совершенно разные. И смешивание этих принципов подрывает основы, как экономического, так и социального благополучия общества.

А если оторваться от примеров и цитат, то достаточно просто посмотреть в глаза нашим детям и старикам. Первые – заслуживают права быть образованными людьми, а вторые – иметь достойную старость.

И кто, если не мы, обязаны сделать все, чтобы им обеспечить эти права? Ведь это есть и наше будущее.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама