ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свидетельство личного опыта

Юрий Белановский :: 04 мая 2010

Так сложилось, что постсоветское православное миссионерство в основном пошло по "назидательно-академическому" пути, с сильным креном в аскетическое восприятие личного опыта, как во многом ошибочного и поврежденного грехом. К тому же, миссионерские свидетельства о том "как я пришел к вере", "что Бог сделал в моей жизни" были дискредетированы "понаехавшими" в Россию проповедниками и воспринимаются православными негативно. И все же тема личных свидетельств в православной миссии достойна внимания и развития, хотя бы потому, что академическо-назидательная проповедь очень часто "повисает в воздухе". Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию и идеологию.

Очевидно, что миссия – дело сложное. Оно должно включать в себя знакомством со Словом Божьим и церковной традицией, но в основе его все-таки должно лежать личное свидетельство о своей вере и христианской жизни. Вспомним, что митрополит Антоний Сурожский решился открыть собеседникам свой опыт встречи со Христом в ответ на честный и глубокий вопрос. Владыке сказали примерно следующее: "Все, что вы говорите о вере – хорошо и правильно, но какое это имеет отношение к вам лично? Вы встретили живого Бога? Вы можете на собственном опыте утверждать, что Бог не просто существует, но ему есть дело до каждого из нас?" Подобные вопросы постоянно приходится слышать православным миссионерам. Я думаю, что только благодаря честным нелицемерным ответам на них, можно достигнуть основную цель христианской миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить произволение ко спасению.

О разных складах характера

Размышляя о "личных свидетельствах" и тех людях, к кому они обращены, я заметил, что новообращенных христиан можно условно разделить на две группы: с "психологическим" и с "философским" складом характера и акцентами в мировозрении. Первым важно разобраться в своих чувствах, переживаниях, в своих желаниях, соотнести их с опытом других людей. К этому часто подталкивает современная культура. Для вторых первичны идеи, смысл происходящего, "математические модели".

Первые более восприимчивы к "личным свидетельствам". Для них, чтобы обрести свой опыт, важно встретится лицом к лицу с чужим опытом, важно чтобы кто-то сопереживал (со-проживал) им, важно увидеть пощупать, пережить опыт ближнего. Для таких людей необходимо быть услышанными в личном, иметь тех, кто им доверился и самим доверять. Может быть, они не очень волевые, более хрупкие, но для них важно быть честными перед самими собой, важно опереться на свой внутренний ресурс, важно найти стОящие мотивы и примеры.

Я думаю, что люди с "психологическим складом" обретают жизненные ценности и веру в сопереживании, в совместном бытии, они как бы прививают ценности к себе от чужой лозы. Если не будет лозы, если не будет живого свидетельства и опыта переживания влекущих к себе, то не будет и отклика и доверия к чужим словам.

Для лиц с "философовским складом" значение "личных свидетельств" не так велико, им трудно говорить о "том, что Бог сделал в их жизни", о том "как они уверовали". Они меньше доверяют людям, но более волевые, для них важно познакомиться с идеями, узнать правильный путь. Думаю, веру и жизненные ценности они обретают в виде задач, которые надо философски (богословски) осмыслить и решить. Для таких людей более важны знания, информация, возможные "конструкции" и "технологии".

Но все же и у "философов" есть "личный аспект". Они готовы услышать и понять не только учение Церкви, но и то, что созрело у проповедника в душе, готовы говорить о том мировоззренческом поиске и даже синтезе, что произошел у них самих благодаря изученному и принятому извне. Порой такой путь не менее личностен и глубок, чем путь свидетельств о своем опыте, о своих чувствах, переживаниях, опасениях.

О личном свидетельстве

Священное Писание предлагает христианам распространять веру не в форме идеологии, а прежде всего через личное свидетельство и нравственную жизнь. Моисей, Авраам, апостолы лично лицом к лицу встретили Бога. Основа их проповеди – апелляция к своему опыту встречи. Далеко не все израильтяне и христиане имели и имеют такой же опыт как у апостолов и пророков, но они доверились их свидетельству, а впоследствии – свидетельству их последователей. Я думаю, что момент зарождения веры тесно и неразрывно связан с опытом личной встречи верующего и новообращенного, опытом встречи не формальной, а глубокой, доверительной, сердечной.

Ответственность за умножение верующих и распространение веры возложена на самих верующих, а те, в конечном итоге, не имеют ничего, кроме личного опыта, личного осмысления и проживания "церковных истин".

Я убежден, что "личные свидетельства", прежде всего, учат ответственности, честности, диалогу. С одной стороны, как уже говорилось, личное христианское свидетельство – это разговор о собственном свободном выборе, о том, "что Бог сделал в моей жизни", что "я сделал для Бога и для ближних", свидетельство о том, "кто я такой" и "в чем моя вера". С другой стороны, миссионерство, христианское свидетельство не исчерпывается монологом, это всегда личная встреча проповедующего и слушающего, это всегда два свидетельства. Нельзя заранее знать, о чем будет свидетельство слушающего, того, кому проповедуют, но необходимо помнить, что слова проповедующего не будут иметь цены, если они не будут пропитаны доверием к слушающему и готовностью понять и принять чужое мнение и чужой опыт.

Я думаю, что для более глубокого понимания темы личного свидетельства, полезно обратиться к опыту групповой психологической работы, которая доказала эффективность "личных свидетельств", важность их в терапевтической области, важность не только для слушающих, но и для говорящих. Те принципы, что с годами были выработаны в психотерапевтических группах могут быть очень полезны и важны, они оберегают диалог, не дают возможности встрече распасться. Основные из них гласят: говорить от себя и за себя, говорить о своем опыте, своих чувствах, своих мыслях; не осуждать, не оценивать свидетельства других; говорить честно именно то и именно так, как в этот момент откликается услышанное в нашей душе.

Вполне корректно говорить о личных свидетельствах, как о некоторых миссионерских технологиях, наряду с привычными беседами о Символе веры и все более популярными группами по изучению Священного Писания. Можно даже сказать, те или иные миссионерские методики не только могут, но и должны быть дополнены личными свидетельствами. Вспомним беседы митрополита Антония Сурожского. В них постоянно звучат примеры из личной жизни. Владыка очень часто делится со слушателями своими мыслями, переживаниями, воспоминаниями. "Я вам такой пример дам... Мне вспоминается... Я говорю о том, что созрело у меня в душе... ", – говорил митрополит Антоний.

В заключение скажу, что тема личных свидетельств в миссионерстве тесно связана с темой общин. Общинность (если она есть), а отнюдь не догматика и каноника, является противовесом персонофицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключик к двери, за которой открывается опыт христианской жизни как евхаристической общины, как единой семьи глава которой Христос.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама