ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протоиерей Валентин Асмус: "Политическая история православного государства неотделима от церковной"

Ольга Богданова :: 04 мая 2010

Накануне выхода в свет русского издания книги Астериоса Геростергиоса "Юстиниан Великий – император и святой" византолог, доцент Московской Духовной академии, специалист по истории Церкви и канонического права протоиерей Валентин Асмус ответил на вопросы "ТД" о связи личной веры императора и его государственной деятельности и о значении опыта церковно-государственных отношений эпохи Юстиниана

– Отец Валентин, существуют противоречивые оценки политической деятельности императора Юстиниана. Астериос Геростергиос в недавно вышедшей на русском языке книге "Юстиниан Великий – император и святой" утверждает, что деятельность Юстиниана определялась преимущественно его религиозными убеждениями – стремлением защитить интересы православной Церкви и сохранить неповрежденными церковные догматы. Вы согласны с такой оценкой?

– Деятельность Юстиниана многогранна, но ничто не препятствует считать, что "сокрытый двигатель" и личности, и дел его – вера и благочестие.

– Император Юстиниан – один из святых, почитаемых Православной Церковью. Каковы были обстоятельства его канонизации?

– В древней Церкви канонизации не обставлялись такими формальностями, как в наше время. Вспомним хотя бы, как в конце Х века простой пресвитер-игумен преподобный Симеон Новый Богослов канонизировал своего старца преподобного Симеона Благоговейного и праздновал его память с предпразднством и попразднством, как нынче отмечаются почти одни только двунадесятые праздники. Часть общества негодовала, возникла распря, но Патриарх решил спор в пользу канонизации. История чаще всего не сообщает нам обстоятельств прославления, но доносит до нас лишь сам факт почитания святого. Был обычай канонизации (местной) храмоздателей и ктиторов монастырей. Если вспомнить, сколь многие и какие церкви построил Юстиниан, одного этого довольно для прославления. Канонизированы императоры, руководившие первыми четырьмя Вселенскими Соборами: Константин Великий, Феодосий Великий, Феодосий Младший, Маркиан и Пульхерия. К ним причтен и Император V Собора со своею не дожившею до Собора супругой Феодорой.

– Правда ли, что в Православной Церкви до сих пор нет иконографических изображений Юстиниана и его супруги Феодоры и молитв этим святым? С чем это связано?

– В самом сердце русского Православия, в Успенском соборе московского Кремля Юстиниан изображен во главе Вселенского Собора, который состоялся в основном его трудами и усилиями. То, что изображений Вселенских Соборов нет в каждой церкви, едва ли отнесешь к нашим заслугам. То, что V Собор недооценивался и уничижался нашим богословием ("курящаяся плошка V вселенского собора" – В.В. Болотов), свидетельствует о существовавшей в нем несторианской тенденции, имеющей продолжателей и в наше время.

– Если говорить о ересях, то как, в таком случае, можно согласовать канонизацию императора и свидетельства о том, что в конце жизни он обратился к ереси афтартодокетов, утверждавших, что Христос не получил тленного тела, но что Его плоть была нетленной с момента зачатия?

– "Афтартодокетизм" Юстиниана – один из самых темных вопросов. Вся деятельность Юстиниана была посвящена борьбе против умеренного, севирианского монофизитства, и вершина этой деятельности – V Вселенский Собор, виртуозная попытка дать все ответы на антинесторианские опасения севириан, если угодно – сделать им все уступки, при этом ни на иоту не жертвуя православием IV Вселенского Собора. А афтартодокеты считаются крайними монофизитами. Юстиниан не мог, всю жизнь будучи халкидонитом и десятки лет стараясь сблизить с Церковью севириан, в конце жизни вдруг переметнуться к тем, кого севириане жестоко критиковали. Поэтому некоторые ученые, в том числе – отец Астерий Геростергиос, сильно сомневаются в самом факте подобного демарша Юстиниана, а протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что тот "афтартодокетизм", в пользу которого высказался Юстиниан, не содержал в себе ничего специфически монофизитского и был приемлем для многих православных. Такой разнобой у исследователей объясняется тем, что нет никаких документальных свидетельств – ни текста предполагаемого "эдикта", ни официальных откликов на него, а есть только глухие упоминания у историков.

– Раз император защищал решения упомянутого Халкидонского собора, активно занимался церковным строительством, благотворительностью и в принципе очень во многом ориентировался на интересы Церкви, как получилось, что до сих пор в науке его деятельность не рассматривалась именно в связи с его религиозными убеждениями, как это сделал Астериос Геростиргиос?

– Существует богатая литература о Юстиниане. Все дело в точке зрения. Военный историк, историк искусства, марксист-экономист конечно будут видеть не так, как историк Церкви. Но политическая история православного государства неотделима от церковной.

– А в целом для византийских правителей было характерно выстраивать свою политическую деятельность в согласии с Церковью, с религиозными убеждениями?

– Было бы недопустимым анахронизмом видеть в византийских Императорах циников, для которых религия была политическим инструментом, как для западных политиков ХIХ-ХХI вв. Но не все императоры писали богословские трактаты и созывали Вселенские Соборы.

– Правление императора Юстиниана – период перехода от античности к средневековью, время становления нового типа общества и государства, зарождение "симфонии" государства и Церкви. Что могло лежать в основе утверждения симфонии – личная вера Юстиниана или ставка на Церковь – сообщество, которое начало "набирать силу" и на которое, соответственно, можно было опереться императору?

– "Симфония" у Юстиниана – утверждение руководящего значения Императора и в государственной, и в церковной жизни. По Юстиниану, священники молятся, а император заботится и о чистоте догматов, и о чести священников. По справедливому замечанию Е.Е.Голубинского, церковное законодательство Юстиниана в сумме составит не один Духовный Регламент. Юстиниан может быть и хотел бы "опереться" на Церковь, но она сотрясалась от ересей и расколов, и ему приходилось все силы употреблять на наведение в ней порядка.

– Вы считаете, жесткая политика в отношении нехристиан и неправославных христиан была результативной?

– Политика Юстиниана не была жесткой, хоть он и отменил режим мирного сосуществования с монофизитами императоров Зинона и Анастасия I. Только когда поднимались восстания, они подавлялись со всей жестокостью. После 1917 года не нужно доказывать, что это справедливо и благодетельно. А с ересями он боролся словом убеждения прежде всего. О какой жесткости можно говорить, когда осужденный за ересь Патриарх Анфим исчез в глубинах императорского дворца и много лет там скрывался. На поле греческого богословия Юстиниан своими трактатами, своими Соборами нанес монофизитству решающее поражение, после которого ереси оставлялись только иноплеменные окраины, где с нею тоже велась борьба.

– Супруга Юстиниана принимала учение монофизитов. Как это согласуется с идеей "одно государство, один закон и одна Церковь"? Представляется, как пишет профессор Болотов в лекциях, что это был не более чем политический ход. Но если мы говорим о личной вере Юстиниана – как с ней увязывается факт монофизитства Феодоры?

– Утверждение "Феодора принимала учение монофизитов" недоказуемо. Да, у нее в молодости были знакомства в среде египетскаго духовенства, и это было большим политическим преимуществом. По-видимому верна догадка современников, что Юстиниан взял на себя роль строгого администратора, а Феодора смягчала государственные строгости человеческим участием. Может быть, христианское, человеческое отношение к еретикам и было самым сильным оружием борьбы с т. н. "монофизитством" (до конца VII в. никто его так не называл).

– Закрытие Академии в Афинах – шаг, действительно продиктованный потребностями времени или можно было этого избежать и сохранить и использовать накопленные в Академии знания и традиции преподавания?

– Именно век Юстиниана востребовал классический, порфирианский неоплатонизм (Платон+Аристотель) и сделал его школьной философией. Никто не мешал философам – язычникам творить, и их творения дошли до нас в рукописях из христианских скрипториев. Профессоры из закрытой Академии попытали счастья при персидском дворе, но потом оставили персидских язычников и вернулись в христианскую Византию, где им все же было лучше.

– Какое значение "Новеллы" Юстиниана имеют для сегодняшнего православия?

– Значение они могут иметь лишь для тех, кто их знает. А мы их знать не хотим. Профессор Ф.А.Курганов в книге "Отношение между церковною и гражданскою властью в Византийской Империи", изданной в Казани в 1880-м году, целую сотню страниц посвятил такой близкой ее теме проблеме, как авторство сочинений историка Прокопия Кесарийского. А от новелл Юстиниана он отмахнулся одной фразой о том, что этот чисто юридический источник для его темы интереса не представляет. На самом деле Новеллы не были нужны Курганову потому, что они показывают Юстиниана как полномочного руководителя церковной жизни, а Курганову очень хотелось противопоставить суровую действительность Императорской России надуманным "византийским идеалам", где все было наоборот. Кургановым восхищались такие властители дум, как митрополит Антоний (Храповицкий). Но для тех, кто хочет знать истинную Византию, а не плоды сусального идеологического творчества, Новеллы – драгоценный исторический памятник.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама