Православие на Кипре древнее, чем в России. По преданию, здесь проповедовал апостол Павел, а первый монастырь основала св. Елена, которая привезла на остров часть Креста Господня. Однако своего аукциона икон тут никогда не бывало кипрские, греческие, русские иконы коллекционеры по традиции покупали на аукционах и в галереях Германии или в Лондоне. Традицию решила переломить эксперт по православной иконописи Мария Пафити, которая уже делала подобные аукционы сначала в лондонском Christie`s, а потом в лондонском же Macdougall`s. Ее галерея La Parole Divine вместе с кипрским Ledra Management проведет пробные торги в одном из отелей Лимассола.
Почти полторы сотни лотов в каталоге аукциона это искусство "православного мира", от крито-венецианской "Богоматери кормящей" второй половины XVI века (эстимейт 60-80 тыс. евро), которая выглядит почти ренессансной картиной и стоит на грани православного и латинского мира, до строго каноничных русских Богородиц. Хронологические границы так же широки от маленького поздневизантийского "Рождества Христова" 1425 года, очаровательного в своей наивной архаичности (18-24 тыс. евро), до мозаичного лика Спаса Вседержителя, созданного на Афоне в 1961 году (6-8 тыс. евро).
Среди самых дорогих русских икон две Богоматери, "Муромская" XVI века (35-45 тыс. евро) и "Взыграние младенца" XVII века (40-50 тыс. евро). Русская икона XVII века "Герасим Иорданский со львом" каноничный, но редкий образ. На иконе лев с киноварным язычком протягивает лапу святому монаху, который вынимает из нее занозу (50-60 тыс. евро).
На торгах есть множество совсем скромно оцененных русских икон, не столь древних, но интересных с точки зрения редкой иконографии. Например, крайне редкая "Богоматерь Августовская", изображающая явление Богоматери с младенцем русским войскам во время Первой мировой войны "под польским городом Августовым в ознаменование их победы четырьмя днями спустя". На иконе видны офицеры и солдаты, лицезревшие чудо; такие образы писали только с 1915 по 1918 год (1,3-2,3 тыс. евро). Очень необычной является иконная доска с текстом молитвы Иверской иконе Божьей матери, предположительно XVIII века. Текст занимает на доске главенствующее положение, а в верхней части ангелы держат в руках маленький образ Богородицы (2,5-3,5 тыс. ерво). Попадается и редкая техника, например написанное лаком по папье-маше "Явление Богородице Сергию Радонежскому" (2-2,5 тыс. евро); икона создана на фабрике Лукутина, прославленной своими расписными шкатулками. Всего в 8-12 тыс. евро оценена миниатюра 1860-х годов, изображающая великую княгиню Марию Николаевну в виде ангела с кадилом и свечой. Это копия живописного полотна на тот же сюжет кисти Тимофея Неффа, в 1998 году проданного на Sotheby`s за 85 тыс. фунтов; миниатюра принадлежала профессору Адриану Прахову, искусствоведу и историку.
Разнообразные лики русской иконописи поздняя икона, провинциальные школы не всегда хорошо известны зрителям и иногда кажутся откровением даже музейщикам и коллекционерам. Что говорить о греческой, киприотской или иконе Малой Азии такую увидишь, к сожалению, только в каталогах выставок (или аукционов). Поразительное сочетание архаики и ренессанса видно в критском складне XVI века: сцена Преображения написана по канону, в обратной перспективе, с крутыми "горками", точно так, как ее веками писали и на Руси. А другая створка, с Тайной вечерей, написана в стиле европейского Возрождения, явно по какой-то гравюре; апостолы сидят за круглым столом, бурно жестикулируют, архитектура полна воздуха и объема (28-35 тыс. евро). Греческий Георгий убивает змия, сидя на коне в сложной "барочной" позе (XVII век, 32-40 тыс. евро), раскаявшийся Петр заломил руки от стыда, слыша крик красного петуха ("Раскаяние апостола Петра", Греция, XVII век).
Палестинская "Топография Святой Земли" нечто вроде путеводителя в картинках (15-20 тыс. евро). Большая доска расчерчена на фрагменты, в которых храм Гроба Господня со всеми его частями: внизу крещение в Иордане, рождество в Вифлееме и битва Георгия со змием в Ливанских горах, вверху Адам и Ева в райском саду и Ноев ковчег посреди бескрайнего моря. Все это и есть "православный мир", вынесенный в заголовок аукциона, только глазами безвестного народного художника XIX века.
Источник: Коммерсант-Weekend