Большинство респондентов компании SuperJob на вопрос: "По вашему мнению, чем является религия для современного гражданина России?" – ответили, что "религия – это личное дело каждого". Таковых оказалось 53%. Еще 28% (то есть практически каждый третий) считают религию "основной частью духовной культуры человека и общества в целом". 15% называют религию "опиумом для народа и разновидностью бизнеса". 4% затруднились с ответом.
Директор департамента межнациональных отношений Минрегионразвития Александр Журавский объяснил эти результаты некой социальной парадигмой, сохранившейся в сознании россиян с советских времен. Она сводится к тому, что социальная функция религиозных организаций ограничена стенами храма. Приверженцами этой парадигмы остаются пожилые граждане и люди среднего возраста. "Сегодня это не так. Религия – это часть духовной культуры и социально активная сила, – говорит Журавский. – Более того, с начала 90-х социальные функции Церкви закреплены законодательно".
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви, объясняет полученные результаты несколько иначе. "Будучи предельно интимной частью человеческой жизни, религия одновременно является и всегда являлась колоссальной общественной силой потому, что религия – это то, что философы называют предельной идентичностью человека. Потому что все это соотносится с ценностной и нравственной системой координат, – говорит Легойда. – Мы сегодня наблюдаем некоторый разрыв между так называемой культурной религиозной идентичностью и собственной религиозной идентичностью. Иными словами, далеко не все те, кто относит себя к православным, к мусульманам и так далее, в своей жизни руководствуются теми постулатами, в которые, по их собственным словам, они верят". При этом, отмечает представитель РПЦ, есть еще и понятие "культурообразующей религии", то есть религии, которая легла в основу некой ценностной культурной системы той или иной страны. "Культурообразующей религией для России было православие, – констатирует Легойда. – Потом в процессе развития государства, общества появились, существовали всегда или появлялись другие, так называемые традиционные религии".
При этом, по словам Александра Журавского, Россия остается светским государством, в котором религиозная принадлежность не может быть доминирующей идентичностью. Преобладать должна "гражданская идентичность". "Взять родной для меня Татарстан. Республика, в которой очень специфически переплетено религиозное и этническое. Например, татарская интеллигенция была убеждена, что этничность должна преобладать над религиозностью. Интеллигенция основывалась на джадидизме – течении, истоки которого уходят в XIX век, к учению Исмаила Гаспринского, новометодным школам, в которых религия играла соподчиненную роль. В свою очередь, мусульманские лидеры, татары по национальности, считали, что, наоборот, религия является предельной идентичностью. Этничность, по их мнению, должна расплавляться в религиозном, именно религия должна определять сознание, а не этническая принадлежность. Ведь этническая принадлежность для ислама не важна, равно как и для православия", – объясняет эксперт.
Журавский отмечает, что другие религии сосуществуют с исламской традицией на протяжении многих веков. Проблемы, с которыми Россия сталкивается сегодня, вызваны появлением нетрадиционных форм ислама в рамках традиционного контекста. Эксперт приводит в пример ваххабизм: "То, что является традицией, например, в Саудовской Аравии, Египте или Кувейте, в России традицией не было. Проблема конфликта традиции и религиозной инновации проецируется на общество. Впрочем, в российском обществе такое количество внутренней энергии, что оно сможет переработать и этот конфликт".
Источник: Независимая газета