Как сообщает The Telegraph, в Британии очередной христианин, семейный консультант, оказавшийся обслуживать гомосексуалистов и за это уволенный, проиграл судебный процесс в ходе которого требовал признать увольнение незаконным. Это можно было счесть достаточно рутинным инцидентом, но в заключение процесса судья выступил с речью, в которой отметил, что "В глазах всех, кроме самого верующего, религиозная вера с необходимостью является субъективной и не передаваемой при помощи каких-либо доказательств или свидетельств". Такие заявления несколько необычны для суда работа судей состоит в правоприменении, а не в вынесении суждений о том или ином мировоззрении, но здесь мы видим отход от этого принципа. И это в высшей степени показательно; идеология, все более влиятельная в Западной Европе, проникает повсюду, как в постановления парламентов, так и в решения судов. Может ли быть нам до этого дело? Увы, да; мы живем в стремительно глобализирующемся мире, и хотя эта идеология еще не пользуется властью у нас в стране, ее требовательный голос уже достаточно громко звучит и по-русски, а европейские структуры такие как европарламент и Совет Европы оказывают давление на нашу страну с тем, чтобы мы ее приняли.
В рамках этой идеологии приверженность христианской нравственности рассматривается как глупый каприз, сама христианская вера как что-то неосновательное и вредное, мешающее строить жизнь на началах разума. Однако нам стоит обратить внимание на одно важное обстоятельство.
ХХ век был веком идеологий таких как коммунизм (в нескольких разных формах, от советского до кампучийского), национал-социализм, фашизм различных видов, менее известный, но принявший активное участие в гражданской войне в Испании анархизм и других. Все эти идеологии отличала одна особенность хотя со стороны они выглядели воплощением самого мрачного безумия, с точки зрения своих адептов они казались верхом разума и правды.
Коммунистическая идеология, выросшая из европейского Просвещения и усвоившая его риторику, провозглашала одной из своих важнейших задач "формирование научного мировоззрения", а программа КПСС провозглашала, что "Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков... Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований... При этом следует опираться на достижения современной науки, которая' все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестественных силах". Сами коммунисты были вполне уверены, что их воззрения абсолютно научны и являют собой торжество разума; более того, в них воплощена и нравственная правда, так что всякий, не соглашающийся с этой идеологией считался человеком либо порочным, либо глупым, либо обманутым буржуазной пропагандой.
Сегодня, десятилетия спустя после падения коммунизма, мы видим, как по Европе бродит все тот же призрак "научно-атеистического мировоззрения", причем этот призрак все более обретает плоть. Поэтому нам стоит рассмотреть притязания современной секуляристкой идеологии на разумность. С точки зрения ее адептов эта идеология воплощает идеалы рациональности и науки такова уж вообще особенность адептов. Но давайте проявим немного скептицизма, немного критического мышления, немного научной добросовестности и посмотрим на эту идеологию со стороны.
Если понимать под "доказательствами и свидетельствами" исключительно естественнонаучные данные, получаемые путем повторяющихся наблюдений и воспроизводимых экспериментов, то христианская вера не может быть на них основана, поскольку Бог христиан личность, а не природный объект. Научный метод основан на наблюдениях и экспериментах а над Богом невозможно ставить экспериментов или наблюдать Его помимо Его воли.
Но могут ли секуляристкие ценности быть основаны на науке? Нет. Этот важный момент стоит отметить никакие вообще ценностные и, в частности, этические установки не могут быть научно обоснованы. При помощи научного метода мы можем установить факты о природе но никаких выводов о ценностях, том, как нам должно поступать, о правильном и неправильном из них вывести нельзя.
Суждение "гомосексуалисты имеют право на признание и поддержку их образа жизни" столь же неподтверждаемо в рамках естественных наук, как и утверждение "должное место секса в моногамном гетеросексуальном браке". Оба эти суждения являются ценностными то есть оба не могут быть обоснованы в рамках науки. Различие между фактами и ценностями это важная философская истина, установленная еще Дэвидом Юмом XVIII веке, и люди, утверждающие, что их ценности, их представления о должном, "научны" просто впадают в грубую путаницу. Невозможно поставить эксперимент и сказать "Ага! При смешении реактивов А и В образуется вещество С, следовательно, Вы обязаны поддержать эвтаназию, или аборты, или однополые союзы". Из фактов о природе, которые устанавливает наука, невозможно вывести никаких обязательств наши обязательства неизбежно имеют совсем другое, внеприродное происхождение.
Почему-то секуляристы хронически упускают из вида, что их суждения о должном и правильном также научно недоказумемы, как любые суждения о должном вообще. Это такой слон, который упорно оказывается непримечаемым.
Перефразируя фразу судьи, мы можем сказать, что "в глазах всех, кроме самого секуляриста, секуляристкие ценности с необходимостью является субъективными и не передаваемыми при помощи каких-либо доказательств или свидетельств". На чем же основаны громогласные претензии на то, что именно секуляристкие представления о правильном и неправильном должны приниматься обществом? Во всяком случае, не на науке.
Но находится ли тут секуляризм судьи и христианство истца в равном положении? И то и другое научно недоказуемо, то и другое вопрос личных предпочтений? Не совсем. Мы согласимся с секуляристом в том, что государство существует для того, чтобы обеспечивать земную безопасность и благополучие людей. И для секуляриста, и для христианина жизнь и здоровье людей являются ценностью; научно ценность жизни и здоровья людей никак недоказуема (и социал-дарвинисты, например, не считали жизнь и здоровье некоторых групп людей ценностью, а известный атеистический журналист Александр Никонов не считает до сих пор), но с большинством секуляристов мы можем согласиться в том, что жизнь и здоровье людей это ценность, достойная защиты.
Когда мы обозначаем эту цель, мы можем оценить и рациональность средств ее достижения. Рационально, сообразно с разумом стремиться к намеченной нами цели исходя из того, что мы знаем о природе. Например, если мы знаем, что употребление наркотиков внутривенно связано с повышенной заболеваемостью и смертностью, наша цель требует, чтобы наркотиков употребляли как можно меньше. Если мы приведу чисто гипотетический пример установили, что у посетителей общественных бассейнов более чем в 44 раза чаще диагностируется СПИД, и в 46 раз сифилис, наша цель требует как-то удержать людей от такой опасной практики. Эти меры могут быть разными от закрытия общественных бассейнов с облавами на содержателей частных купален, до менее суровых пускай взрослые люди на свой страх и риск лезут в воду (не запрещаем же мы людям водку пить, в конце концов) но при этом мы информируем людей о последствиях, а в школах если и сообщаем о существовании такой практики, то в формате "маленькие дети, ни за что на свете...".
Теперь представьте себе, что в рамках той же гипотетической ситуации мы знаем, что связь между посещением бассейнов и катастрофически высокой заболеваемостью СПИДом установлена за пределами всяких разумных сомнений, но мы решаем проводить противоположную политику а именно, внушать людям, что в посещении бассейнов нет ничего неправильного, более того, люди, которые не одобряют эту практику, заслуживают порицания. Мы считаем, что маленьким детям в школах, студентам в ВУЗах и вообще всем гражданам необходимо внушать, что бассейны это здорово, и возражать против них могут только дурные люди. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы объяснить согражданам, что только невротики, психи, политические экстремисты и опасные религиозные фанатики могут считать посещение бассейнов чем-то неправильным. При этом статистика заболеваемости остается той же посетитель бассейна сталкивается с более чем в 44 раза более высокой вероятностью заразиться СПИДом, в 46 раз сифилисом, чем человек, принимающий водные процедуры дома в ванне.
В этом случае наше поведение будет просто образцом иррациональности ставя себе целью сохранить жизнь и здоровье людей, мы сознательно поддерживаем практику, которая, как это научно установлено, ведет к разрушению жизни и здоровья.
Кому-то этот пример может показаться крайне надуманным люди не могут действовать настолько иррационально. Разве что адепты какой-нибудь религиозной секты, для которой общественные бассейны являются сакральной ценностью. Уверяю Вас, это пример ничуть не надуман.
Вернемся к помянутому британскому судье, рассуждающему доказательствах и свидетельствах; у нас есть предостаточно научных данных, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу. Согласно данным американского "центра по контролю над болезнями" у мужчин, вступающих в сексуальные контакты с другими мужчинами СПИД диагностируется более чем в 44 раза чаще, сифилис в 46 раз чаще, чем у других мужчин.
Да с точки зрения европейских секуляристов поддерживать и продвигать образ жизни, связанный с такими последствиями для здоровья, есть верх рациональности; но и вряд ли стоит удивляться, что люди, не разделяющие их мировоззрения так не считают. Извне их позиция выглядит не только не подтвержденной научными свидетельствами, но и прямо и грубо этим свидетельствам противоречащей.
При ближайшем рассмотрении поведение людей, с большим апломбом заявляющих о своей научности и рациональности, оказывается вопиюще, сюрреалистически антирациональным и антинаучным. Что же, это происходит не первый раз. Такова уж особенность " научно-атеистического" мировоззрения.
Источник: Радонеж