Европейские страны будут высылать на родину беженцев из мусульманских стран Азии и Африки. Об этом заявил 27 ноября на заседании Европарламента британский дипломат. По его словам, цитируемым кувейтской газетой "Ас-Сияса", Европа стоит перед угрозой террористических атак и посему должна принять меры для защиты своих граждан от террористов.
В рамках борьбы с террором планируется выслать на родину тысячи исламских экстремистов, прибывших в европейские страны под видом мирных беженцев. Соответствующий документ будет подписан на чрезвычайной конференции, которая соберется в ближайшее время. Депортация начнется в феврале 2004 года.
В Катаре недавно разгорелись страсти: две женщины, которых, как это ни удивительно, разделяет целый континент, решили выступить с публичными заявлениями по поводу хиджаба - мусульманского головного платка. Обе представительницы прекрасного пола - сторонницы радикального следования исламским традициям. О том, что случилось после их публичных заявлений рассказала английская газета "Таймс".
На коммутатор катарского спутникового телеканала "Аль-Джазира" обрушился шквал звонков после того, как популярный диктор местного телевидения Хадижа Бен-Ганна появилась на экране в чадре. Пусть даже цвет ткани ее одеяния и напоминал изысканный цвет свежепойманного лосося. Алжирская подданная Бен-Ганна заявила, что решила стать первым диктором телеканала, не стыдящимся носить традиционную мусульманскую одежду. Она считает, что подобная решимость овладела ею после того, как она "победила дьявола" в себе благодаря своей вере.
Главный редактор канала "Аль-Джазира" Ибрагим Хелаль заявил, что Бен- Ганна вольна поступать так, как ей хочется. "Нам звонили те, кто одобряет ее решение", - сказал он. - Но среди пользователей канала есть и те, кто относится к подобному решению отрицательно". "Я слышал, - добавил он, - как один из продюсеров счел, что нас могут неправильно понять, решив, что "Аль-Джазира" cтановится исламским каналом, хотя дело обстоит совсем иначе".
А вот другой эпизод, касающийся второго действующего лица этой истории. Во Франции мусульманку по имени Дахрия Бухали вывели из состава жюри присяжных в пригороде Парижа - Бобиньи. Здесь политическая элита придерживается противоположной точки зрения. Министр юстиции Доминик Пербен приказал исключить ее из состава присяжных, слушающих дело об убийстве, после того, как она появилась на процессе в хиджабе.
Так или иначе, проблема хиджаба стала весьма актуальной темой во Франции, где мусульман больше, чем в любой другой стране Европы (не считая России) - 5 млн человек (8% населения страны). Более 70% французов поддерживают меры правительства по запрещению традиционного платка не только в школах, но и в государственных учреждениях.
Шумная реакция общественности в связи с решением двух последовательниц ислама в отношенииу того, как им следует одеваться, свидетельствует о достаточно эмоциональном отношении общества к символам ислама. Получается, что проблема выходит далеко за рамки моды и возвращается к истокам межрелигиозных споров, уже имевших место в истории. К этому добавляется общая проблема противостояния западной и радикальной мусульманской цивилизаций.
В то же самое время в Италии борьба сосредоточилась уже вокруг других, не менее значимых, религиозных символов. Летом нынешнего года общественность этой преимущественно католической страны была приведена в состояние шока, узнав о решении судьи одного из городов страны, ставшего на сторону родившегося в Шотландии мусульманина. В соответствии с этим решением из учебных помещений школы, о которой шла речь в постановлении суда, должны были быть удалены изображения распятия. Противники этого решения подали в суд апелляцию.
Между тем, именно одежда мусульманских девушек и женщин и реакция общества на отношение прекрасной половины населения Европы к традициям ислама породили весьма ощутимую напряженность в отношении к обычаям этой мировой религии во всем мире - от Квебека до Турции.
В мусульманских странах спор идет между сторонниками светского государства, или умеренными реформаторами, и теми, кто добивается возвращения к основам консервативного мусульманского мировоззрения.
Находящееся в Турции у власти умеренное правительство подвергается давлению из-за действующего уже 80 лет запрета на ношение женщинами головных платков в учреждениях. В Тунисе, где ношение хиджаба также ограничено, правозащитников возмущает появление на пляжах молодых мусульманок из Франции, с головы до ног закутанных в чадру.
В Европе же проблема хиджаба неожиданным образом послужила своего рода выпускным клапаном в столкновении разноречивых мнений, возникших в ходе дебатов об иммиграции, толерантности и национальной идентичности.
В Британии хиджаб сегодня женщины-мусульманки носят гораздо чаще, чем раньше, и это считается неотъемлемым признаком сосуществования разных культур. Такой же подход принят в Испании, Нидерландах и Дании.
Со своей стороны, французские СМИ не упускают возможности с оттенком недоверия заявить о том, что в Великобритании есть полицейские в мусульманской одежде. Не менее яростные споры хиджаб вызывает в Швеции, Бельгии и Германии.
Однако, пожалуй, нигде страсти не достигают такого накала, как во Франции, где мусульманское население находится в конфликте с "республиканской" доктриной интеграции. В отличие от толерантных британцев, здешние государственные деятели, политики, учителя и многие правозащитники обеспокоены количеством молодых мусульманок, носящих хиджаб, а иногда и паранджу, закрывающую лицо и все тело.
Кроме того, их огорчают все более частые отказы мусульман лечиться у врачей и учиться у учителей, которые принадлежат к противоположному полу. Это считается симптомом стремления разделить общество на религиозные и расовые общины.
В сентябре школы Франции рапортовали более чем о тысяче конфликтов, возникших на почве хиджаба. В 4 случаях дело закончилось увольнениями. Однако государственная комиссия рассматривает новый законопроект, подтверждающий действующий уже 100 лет запрет на религиозную символику в школах, к которому благосклонно относится президент Ширак и основные партии - как правые, так и левые. В противоположном лагере находятся правые либералы, выступающие против государственного вмешательства, и левые радикалы, называющие новую кампанию проявлением расизма. Т