ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

К среднему течению Яузы: Косноязычие, следующая – Медведь

12 мая 2010

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Берег Яузы в 1634 году явно украсился Покровской церковью. Это шатровый храм, да еще пятиглавый, а если считать главы симметричных приделов и главу над алтарем, то восьмиглавый. Храм радостный, возносящийся к небу – его фасады и стройный шатер украшены муравлеными изразцами, эти изразцы как будто кто-то случайно рассыпал по граням шатра. Медведковская церковь – предвкушение "русского узорочья", архитектурного кредо XVII века

Районы Москвы, о которых пойдет речь, стоят на берегах Яузы, река от них ведет к самому сердцу города. История Свиблова и Медведкова, хоть и кажутся они далекой окраиной, накрепко привязывает их к центру.

Река Яуза впадает в Москву-реку ниже Кремля и Неглинной. На стрелке Москвы и Яузы высокий холм (так называемое Заяузье) – чем не место для основания города и постройки крепости? Чем руководствовался Юрий Долгорукий, когда выбрал Боровицкий холм для постройки города, отказав, таким образом, холму Таганскому? Ну выбрал и выбрал, история не знает сослагательного наклонения. Но Яуза еще поборется с Неглинной за звание второй столичной реки – после реки Москвы, конечно же. На берегах Яузы и притоков появятся царские Алексеевское и Тайнинское, петровское Лефортово и, конечно, гвардейские села Преображенское и Семеновское. Победа в этой борьбе двух московских рек оказалась за Яузой: она осталась видна, а вот о Неглинной мы все знаем, но никто ее не видит – при императоре Александре I река была заключена в "каменный туннель" – трубу. Мы отправляемся к среднему течению Яузы в Свиблово и Медведково.

Не украл, а примыслил

Название нынешнего района Москвы и бывшей подмосковной усадьбы Свиблово происходит от прозвища первовладельца – Федора Андреевича Свиблы. Прозвище говорящее: "свиблый" значит косноязычный. Несмотря на свое косноязычие, Федор Андреевич занимал при московском князе Димитрии Донском высокое положение городского воеводы. Ему князь доверяет Москву и семью, жену и детей, перед Куликовской битвой. Двор боярина находился у одной из башен тогда еще белокаменного Кремля, башня стала с тех пор именоваться Свибловой. Именно Свибла был свидетелем духовного завещания Димитрия Донского, по которому власть в московском княжестве переходила после смерти Василия Дмитриевича к его младшему брату Юрию Звенигородскому. У Василия Дмитриевича Свибла попал в опалу, а его имения московский князь "примыслил" себе. Хорошее, кстати, слово "примыслил", емкое и необидное – не украл, не отобрал, не секуляризовал, а "примыслил" (буквально: подумал, что это его). Так примысленное Свиблово впервые появляется на станицах исторических источников, в духовной грамоте Василия Дмитриевича 1423 года. По этому завещанию село на реке Яузе достается супруге князя Софье Витовтовне, то есть становится опричниной – владением княгини-вдовы.

Грань эпох

В XVII столетии Свиблово принадлежит роду Плещеевых. В 1692 году богатая вотчина становится владением девочки, рано лишившейся родителей, – Марии Семеновны Плещеевой. Маша воспитывалась в доме опекуна, Кирилла Алексеевича Нарышкина, деда первого русского императора Петра I , так как приходилась последнему дальней родственницей. К сожалению, слабая от рождения девочка рано умерла. Случилось это в 1704 году, Нарышкин недолго думая завладел имуществом Маши Плещеевой, при этом ссылался на устное завещание, данное ему умирающей уже на смертном одре. Вот примыслил так примыслил. Конечно, многочисленные родственники Маши – Плещеевы – не поверили старому Нарышкину. Но точку в конфликте поставил царь своим именным указом: Свиблово стало поместьем Кирилла Алексеевича. С именем нового владельца связано построение в Свиблове роскошной усадьбы и местной жемчужины – церкви Троицы (окончание строительства – 1708 год). Точнее, церковь деревянная уже в селе существовала, Кирилл Алексеевич строит ее в камне.

Правление Петра можно разделить на две эпохи. Условной границей этих эпох можно поставить Полтавскую викторию. Первая часть архитектурно характеризуется московским "нарышкинским" стилем, вторая "петровским" (по сути европейским) барокко. В Москве главным образцом начала Петрова царствования стала церковь Покрова в Филях (см. "НС" № 1, 2010), а новый, "петербургский", период отмечен в Москве Меньшиковой башней – церковью Михаила Архангела на Мясницкой.

Архитектура Троицкого храма балансирует на грани эпох. От "нарышкинского" стиля здесь много черт: цветовая гамма – белокаменные детали на краснокирпичном фоне; ярусность – композиция "восьмерик на четверике"; декор – использование так называемого разорванного фронтона. Из нового в архитектуре храма – геометрическая четкость, граненость форм: крестообразный (а не лепестковый) план, одну часть храма от другой отделяют карнизы (а не затейливые белокаменные гребни "нарышкинских" построек). Но самое поразительное – окна "второго света", арочные трехчастные окна с волютообразной дугой над ними, окна и карниз четверика, имитирующий балюстраду. Эти две последние черты – прямые ссылки на европейскую архитектуру Меньшиковой башни.

Время шло, Нарышкин умер, менялся русский император. Наконец Плещеевы добились возврата родового имения: владельцем Свиблова в 1721 году стал Иван Дмитриевич Плещеев.

Закончить рассказ о Троицком храме в Свиблове нельзя без упоминания о колокольне. Она построена в конце XVIII – начале XIX века в стиле классицизма. Усадьбу тогда полностью перестроили новые владельцы Высоцкие (дом и флигели сохранились и находятся с северо-западной стороны от храма).

Медведь Пожарский

Выше по течению Яузы находилось бывшее село Медведково, давшее имя двум современным московским районам – Южному и Северному Медведкову. Имя села, скорее всего, происходит (как впрочем, и соседнего Свиблова) от прозвища первовладельца Василия Федоровича Медведя, князя Пожарского. Медведь умер бездетным, и имение перешло к младшим представителям рода Пожарских.

Может быть, мы и не знали бы, кто такие князья Пожарские, если бы не освободитель Москвы Дмитрий Михайлович. Князья Пожарские называются по селу Пожар в Стародубском княжестве (территория сегодняшней Брянской области) и являются потомками князей Стародубских. Предки Дмитрия Михайловича давно перебрались в Москву, и Медведково впервые упоминается в 1623 году уже как "старинная отца его вотчина". Москва знает два "пожарских" адреса – его палаты на Большой Лубянке и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, ктитором которого он был. В 1634 году на средства Дмитрия Михайловича строится храм в его имении – селе Медведкове.

1634

Что это за дата – 1634 год? Дата скорбная для Московии: в этот год подписан унизительный (но, впрочем, долгожданный) для Москвы Поляновский мирный договор с Речью Посполитой, по которому русский Смоленск остался за литовцами, а Черниговщина – за поляками. Военная кампания Москвы за овладение Смоленском была проиграна, договор определял старые "послесмутные" границы государств. Как нелогично появление в этот момент каменного храма в вотчине Пожарского, тем более такого!

Берег Яузы в 1634 году явно украсился Покровской церковью. Это шатровый храм, да еще пятиглавый, а если считать главы симметричных приделов и главу над алтарем, то восьмиглавый. Храм радостный, возносящий к небу – его фасады и стройный шатер украшены муравлеными изразцами, эти изразцы как будто кто-то случайно рассыпал по граням шатра. А еще храм "горит" многочисленными рядами кокошников, они в основании восьмерика, шатра и барабана. Покровскую церковь окружает галерея, ее концы подводят к боковым приделам, галерея, как и сам храм, двухэтажная, в первом этаже зимний отапливаемый придел. С западной стороны галереи звонница, в XIX веке замененная на скромненькую ампирную колокольню. Медведковская церковь – предвкушение "русского узорочья", архитектурного кредо XVII века. Ближайшие аналоги медведковского чуда – больничная церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой лавры и "дивный" храм Алексея митрополита в Угличе, а еще митрополичья церковь в Троице-Голенищеве (о ней пойдет речь в следующем очерке).

Тайная радость

В 1634 году князь возвращается в Москву, где достраивается Казанский собор. Возвращается с нелегкого воеводства в Великом Новгороде, за год до этого возвращения здесь, в Москве, умирает сын Дмитрия Михайловича – Федор. Год выпал несчастный, и почему такая радостная Покровская церковь? Эта радость – ее тайна.

Так и останется Покровская церковь в Медведкове в нашей памяти вотчинной церковью князя Пожарского. Но ведь было продолжение. Во второй половине XVII века вотчиной владеет Василий Васильевич Голицын. Фаворит царевны Софьи, Голицын отстраивает здесь роскошную усадьбу, заказывает новый иконостас для Покровского храма. Этот иконостас не сохранился, интерьеры церкви были полностью переделаны в XIX веке (остались лишь единичные иконы). Вот они, эти переделанные иконостасы, и остались невредимы. Покровская церковь не закрывалась в советское время. Местные жители рассказывали мне, что в 1970-е перед Пасхой и Рождеством Христовым милиция оцепляла медведковский храм и доблестные стражи порядка пропускали на службу только пенсионеров, молодежь же тайно переправлялась через овраг и реку Яузу, там милиции не было.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама