Кто принял решение привлечь к участию в юбилейном действе на 9 мая в Лужниках Диму Билана? Большей, нежели это манерное противоестественное кривляние с периодическим закатыванием глаз, профанации святого для всех жителей страны праздника и придумать было невозможно.
...И ведь, как водится, телевизионные флагманы наши самозабвеннейшим образом отказались – "в такой святой день" – от рекламы. Во время бодрой лужниковской свистопляски на костях об этом неожиданно подумалось с некоторым сожалением: приевшиеся ролики смогли бы хоть как-то разрядить атмосферу поступательно конденсировавшегося на экране "священнодействующего" безумия.
Не отказались же, несмотря ни на что, от рекламы эстеты с канала РЕН. В ночь с 9-го на 10-е они транслировали "Реквием" А. Сюмака / К. Серебренникова – сложносочинённое мультиязыковое действо, прошедшее за несколько дней до того на сцене МХТ. Я сейчас не возьмусь оценивать произведение (тем более в его телевизионном исковерканном виде), хотя какие-то, в первую очередь режиссёрские промашки слишком уж бросались в глаза. Неужели нельзя было обойтись, к примеру, без этих полуобнажённых вьюношей, размахивавших светящимися "мечами джедаев", позаимствованных из недавней постановки активного режиссёра? Как можно ставить в один ряд – хоть бы в контексте реквиема, как ты ни относись к Сталину, – знаменитое обращение "Братья и сёстры!" и какую-то гитлеровскую речь (а их талантливый артист В. Епифанцев экспрессивно читал "встык" с единой отрицательной интонацией, таким образом уравнивая, ставя на одну доску)? И потом, если уж используется столь сильный (пускай и отдающий тривиальностью) ход, как "бегущие строки" с именами жертв войны, то здравый смысл и чувство такта должны были подсказать, мне кажется, необходимость именно бесконечно продолжающегося списка. Те же раз за разом попадавшие в кадр несколько десятков повторяющихся фамилий (ну понятно – набили за несколько минут на компьютере и довольно: кто ж их будет читать?) отдавали опять-таки профанацией.
Впрочем, главное – и музыка Алексея Сюмака, и исполнение её Российским национальным оркестром – вполне отвечали и поводу, и теме, и жанру. А интеллигентные сотрудники канала РЕН – они знают, что исполнение музыки прерывать нельзя – посему рекламные блоки врезались по ходу теледемонстрации в монологи артистов, представлявших на мхатовских подмостках в тот день разные страны, но единое поколение – детей войны.
Ролики вшарашивались прямо посредине глубоко личных, выстраданных обращений к городу и миру. Иногда внедрение выглядело особенно "удачным": вот рассказывает замечательная немецкая актриса Ханна Шигула, как её мать бежала в 45-м из Восточной Германии в Баварию – и тут же опа-на! – насладитесь вкусом "настоящего баварского пива"...
Жаль не успели сотрудники канала подготовить к эфиру специальные рекламные пакеты предложений. А то ведь укоряюще напористый рассказ Даниэля Ольбрыхского о Варшавском восстании мог бы прекрасным образом дополняться воспеванием достоинств польских томатов, а монолог израильтянина Якова Альперина про "душ" Освенцима особенно хорошо монтировался бы, наверное, с пропагандой средств косметики Мёртвого моря.
Что тут ещё скажешь? Разве то, что вчера, невзирая на десятки жертв Междуреченска, в программе передач не произошло изменений. Был и "Городок" по "России", и "Большая разница" по Первому.
Нельзя же отнимать у людей праздник!..
Источник: Литературная газета