Старое кладбище. Поваленные деревянные кресты, древняя покосившаяся часовня и мерзость запустения. На могильном камне надпись славянской вязью: "В сей ограде похоронены древлеправославные христиане, не последовавшие изменению, бывшему в 1666 году". Мы в Павловске (бывшее Павловское) селе, основанном и обжитом староверами.
САТАНИНСКИЙ ГОД
Староверы, старообрядцы, или древлеправославные, люди, которые не покорились церковным реформам. Начало им было положено в 1654 году. Патриарх Никон с согласия царя Алексея Михайловича созвал собор и предложил привести православие в России к единому знаменателю. Все церковные книги того времени представляли собой переводы с греческого (откуда и пришло на Русь христианство). Естественно, в часословах и требниках были расхождения ошибались и переводчики, и переписчики. Чтобы было совсем по правилам, обратились к греческим священнослужителям. Однако к тому времени греки на несколько раз перекроили и изменили свои обычаи. Современники тех событий писали: "Греческие священники погрязли в разврате, службы ведут небрежно". Тем не менее, реформы начались.
Основное изменение коснулось крестного знамения (самого способа креститься). По древнегреческим законам, креститься нужно было двумя перстами. По-новому же выходило, что наложение знамения делается тремя перстами, собранными в щепоть.
Воистину сатанинским для верующих стал 1666 год. Если до той поры церковные реформы вводились постепенно, то после собора 1666-1667 годов, в котором участвовали восточные патриархи, на старый обряд была "наложена клятва" проклятие (чего Никон никогда не делал и не допустил бы). На этом соборе Никона низложили лишили сана патриарха и сослали в Ферапонтов монастырь "за потакание староверам".Тех, кто продолжал следовать древним обычаям и не желал "креститься кукишем", принялись истреблять мечом и огнем уничтожали людей целыми селами, вместе с малыми детьми.
Надо отметить, что фигура патриарха Никона до сих пор вызывает противоречивые чувства и у историков, и у Русской православной церкви, и у древлеправославных. С одной стороны, благая цель: сделать Россию мировым центром христианской культуры и просвещения. С другой низложение и обвинение в посягательстве на монархические устои.
Наконец, следует отметить, что для многих староверов "Никон" и "палач" и по сей день являются синонимами.
ДВОЕПЕРСТИЕ
"Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа). Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения, и оно теряет свою силу".
Чтобы понять, как необходимо правильно держать пальцы для двоеперстного знамения, посмотрите на икону с изображением Исуса Христа. И вы все сами поймете.
ВЕЛИКОЕ БЕГСТВО
Начиная с той поры, и почти до наших дней не прекращались гонения на старообрядцев. Они бежали в леса, в глушь, в Польшу, на Украину, в Белоруссию, Молдавию и Прибалтику. Их вылавливали, используя царские войска, и выдворяли в Сибирь и Якутию.
Они и здесь сохраняли твердость веры и свято блюли обычаи, передавая их своим детям.
В 1852 году по Аянскому тракту, главным образом от устья Маи до Аяна, поселили 102 семьи, состоящие из 323 мужчин и 266 женщин. Половина из них старообрядцы Забайкальской области и Иркутской губернии. Затем место пополнилось ссыльными старообрядцами из сибирских губерний и Забайкалья. Часть их в 1850-х годах оставили на правом берегу Лены в 23 верстах от Якутска, где возникло старообрядческое селение поповского толка Павловское. В 1867 году в Павлов-ское переселилось несколько семей из Новопокровского селения и берегов Маи. Жители селения занимались хлебопашеством и огородничеством".
(Из книги профессора, доктора исторических наук Ф.Г.Сафронова "Русские крестьяне в Якутии").
Среди первых поселенцев были: Михаил Киселев, Вахромей Козлов, Ирасий Захаров, Александр Бутковский, Флор Матвеевич Борисов, Лазарь Китаев, Логгин Спиридонов, Михаил Кушнарев и их семьи.
Когда ходишь по Павловскому погосту, удивляешься тому, что захоронения разных времен (1890-е годы, 1930-е, 1970-е, есть и наших дней 2000-2005 годов), но нет ни одной могилы, увенчанной звездой. Хотя абсолютно на всех кладбищах России это нормальное явление, соседство креста и звезды. "Со звездами" за оградой, в стороне. А тут исключительно кресты. Одинакового размера. И обязательно деревянные. Сурово, аскетично. Лежат рядышком, семьями. На некоторых камнях надписей уже не разобрать выдолбленную на песчанике старославянскую вязь смыло дождями. Лет пять назад, когда мне удалось впервые здесь побывать, еще можно было все прочесть навесы над могилами еще не были разрушены временем.
Деревянная часовня заперта на металлическую щеколду: открывай, заходи, молись. Внутри чисто. Ни окурков, ни бутылок. Неужели поумнел наш народ и вновь с уважением стал относиться к "чужим богам"?
Чисто, но смотреть на пустой иконостас жутко. Даже у неверующего сердце замирает. Который год ждет реставрации Павловская часовня. Дождется ли?
На этом кладбище возле часовни захоронен святой.
НА ПАВЛОВСКОМ КЛАДБИЩЕ ЗАХОРОНЕН СВЯТОЙ
Часовня была возведена купцом Кушнаревым. Он же в 1908 году добился того, чтобы на кладбище Павловского был перевезен прах епископа Мефодия епископа Древлеправославной церкви Христовой.
За принадлежность к старой вере и священнослужение епископ Мефодий был арестован в Иркутске, сослан в Вилюйск, где скончался в 1898 году и похоронен. Святой исповедник Мефодий, епископ Сибирский, причислен к лику святых в сентябре 2003 года.
НИЖЕ КЛАНЯЙСЯ И НЕ ПЕЙ!
Помимо двоеперстия, существуют и другие принципиальные отличия. Староверы к обряду общения с богом относятся более сурово, чем современные единоверцы. Поклоны обязательно земные (в современной церкви мало кто в пояс-то перед иконами кланяется). Для этого в храмах существуют специальные коврики когда паства падает на колени, руки необходимо положить на этот коврик ладонями вниз, голову преклонить до самого пола. Крестное знамение накладывать не второпях, "впечатывая" пальцы в лоб, плечи, живот. Мужчинам бриться грех (только стричь бороду). Женщинам стричь волосы грех. Курить очень большой грех. Пьянство очень-очень большой грех. В старообрядческой церкви вы не увидите женщин в брюках, с косметикой, на каблуках и в кофточках с коротким рукавом. Могут просто не пустить. Либо порекомендуют умыться и дадут "подходящую" одежду.
СОВРЕМЕННЫЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫЕ
Сейчас к староверам отношение у официальной православной церкви более-менее терпимое. По крайней мере, преследованиям они не подвергаются, в Москве и в других городах действуют молельные дома.
Есть старообрядческая церковь и в Якутске якутская община во имя святых верховных апостолов Петра и Павла своими руками на пожертвования прихожан возвела молельный храм на улице Маяковского. Потомки сосланных в Якутию староверов не отступили от традиций: Бутковские, Колбасины, Кушнаревы и многие другие по-прежнему носят гордое имя "древлеправославные" и молятся перед теми же иконами, перед которыми молились их деды.
"Есть и другие отличия (например, написание и произнесение имени Христа Исус, обязательно с одной "и"), существуют определенные "внутрисемейные" правила (обязательные молитвы, например).
В некоторых замкнутых старообрядческих общинах, живущих уединенно (в Сибири, например), очень настороженное отношение к "чужакам". После пришлого человека даже посуду, из которой он ел, мыть не будут собаке в качестве миски отдадут. Но таких общин все меньше и меньше. Потому что смысла прятаться в лесах уже нет. Верить можно открыто и креститься так, как родители научили.
P.S. Клятвы на старый обряд были сняты Московской патриархией только в 1970-е годы
По материалам источников: Якутск вечерний