ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Староверы

23 августа 2007

Старое кладбище. Поваленные деревянные кресты, древняя покосившаяся часовня и мерзость запустения. На могильном камне надпись славянской вязью: "В сей ограде похоронены древлеправославные христиане, не последовавшие изменению, бывшему в 1666 году". Мы в Павловске (бывшее Павловское) – селе, основанном и обжитом староверами.

САТАНИНСКИЙ ГОД

Староверы, старообрядцы, или древлеправославные, – люди, которые не покорились церковным реформам. Начало им было положено в 1654 году. Патриарх Никон с согласия царя Алексея Михайловича созвал собор и предложил привести православие в России к единому знаменателю. Все церковные книги того времени представляли собой переводы с греческого (откуда и пришло на Русь христианство). Естественно, в часословах и требниках были расхождения – ошибались и переводчики, и переписчики. Чтобы было совсем по правилам, обратились к греческим священнослужителям. Однако к тому времени греки на несколько раз перекроили и изменили свои обычаи. Современники тех событий писали: "Греческие священники погрязли в разврате, службы ведут небрежно". Тем не менее, реформы начались.

Основное изменение коснулось крестного знамения (самого способа креститься). По древнегреческим законам, креститься нужно было двумя перстами. По-новому же выходило, что наложение знамения делается тремя перстами, собранными в щепоть.

Воистину сатанинским для верующих стал 1666 год. Если до той поры церковные реформы вводились постепенно, то после собора 1666-1667 годов, в котором участвовали восточные патриархи, на старый обряд была "наложена клятва" – проклятие (чего Никон никогда не делал и не допустил бы). На этом соборе Никона низложили – лишили сана патриарха и сослали в Ферапонтов монастырь "за потакание староверам".Тех, кто продолжал следовать древним обычаям и не желал "креститься кукишем", принялись истреблять мечом и огнем – уничтожали людей целыми селами, вместе с малыми детьми.

Надо отметить, что фигура патриарха Никона до сих пор вызывает противоречивые чувства и у историков, и у Русской православной церкви, и у древлеправославных. С одной стороны, благая цель: сделать Россию мировым центром христианской культуры и просвещения. С другой – низложение и обвинение в посягательстве на монархические устои.

Наконец, следует отметить, что для многих староверов "Никон" и "палач" и по сей день являются синонимами.

ДВОЕПЕРСТИЕ

"Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа). Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения, и оно теряет свою силу".

Чтобы понять, как необходимо правильно держать пальцы для двоеперстного знамения, посмотрите на икону с изображением Исуса Христа. И вы все сами поймете.

ВЕЛИКОЕ БЕГСТВО

Начиная с той поры, и почти до наших дней не прекращались гонения на старообрядцев. Они бежали – в леса, в глушь, в Польшу, на Украину, в Белоруссию, Молдавию и Прибалтику. Их вылавливали, используя царские войска, и выдворяли в Сибирь и Якутию.

Они и здесь сохраняли твердость веры и свято блюли обычаи, передавая их своим детям.

В 1852 году по Аянскому тракту, главным образом от устья Маи до Аяна, поселили 102 семьи, состоящие из 323 мужчин и 266 женщин. Половина из них – старообрядцы Забайкальской области и Иркутской губернии. Затем место пополнилось ссыльными старообрядцами из сибирских губерний и Забайкалья. Часть их в 1850-х годах оставили на правом берегу Лены в 23 верстах от Якутска, где возникло старообрядческое селение поповского толка – Павловское. В 1867 году в Павлов-ское переселилось несколько семей из Новопокровского селения и берегов Маи. Жители селения занимались хлебопашеством и огородничеством".

(Из книги профессора, доктора исторических наук Ф.Г.Сафронова "Русские крестьяне в Якутии").

Среди первых поселенцев были: Михаил Киселев, Вахромей Козлов, Ирасий Захаров, Александр Бутковский, Флор Матвеевич Борисов, Лазарь Китаев, Логгин Спиридонов, Михаил Кушнарев и их семьи.

Когда ходишь по Павловскому погосту, удивляешься тому, что захоронения – разных времен (1890-е годы, 1930-е, 1970-е, есть и наших дней – 2000-2005 годов), но нет ни одной могилы, увенчанной звездой. Хотя абсолютно на всех кладбищах России это – нормальное явление, соседство креста и звезды. "Со звездами" – за оградой, в стороне. А тут – исключительно кресты. Одинакового размера. И обязательно – деревянные. Сурово, аскетично. Лежат рядышком, семьями. На некоторых камнях надписей уже не разобрать – выдолбленную на песчанике старославянскую вязь смыло дождями. Лет пять назад, когда мне удалось впервые здесь побывать, еще можно было все прочесть – навесы над могилами еще не были разрушены временем.

Деревянная часовня заперта на металлическую щеколду: открывай, заходи, молись. Внутри чисто. Ни окурков, ни бутылок. Неужели поумнел наш народ и вновь с уважением стал относиться к "чужим богам"?

Чисто, но смотреть на пустой иконостас жутко. Даже у неверующего сердце замирает. Который год ждет реставрации Павловская часовня. Дождется ли?

На этом кладбище возле часовни захоронен святой.

НА ПАВЛОВСКОМ КЛАДБИЩЕ ЗАХОРОНЕН СВЯТОЙ

Часовня была возведена купцом Кушнаревым. Он же в 1908 году добился того, чтобы на кладбище Павловского был перевезен прах епископа Мефодия – епископа Древлеправославной церкви Христовой.

За принадлежность к старой вере и священнослужение епископ Мефодий был арестован в Иркутске, сослан в Вилюйск, где скончался в 1898 году и похоронен. Святой исповедник Мефодий, епископ Сибирский, причислен к лику святых в сентябре 2003 года.

НИЖЕ КЛАНЯЙСЯ И НЕ ПЕЙ!

Помимо двоеперстия, существуют и другие принципиальные отличия. Староверы к обряду общения с богом относятся более сурово, чем современные единоверцы. Поклоны – обязательно земные (в современной церкви мало кто в пояс-то перед иконами кланяется). Для этого в храмах существуют специальные коврики – когда паства падает на колени, руки необходимо положить на этот коврик ладонями вниз, голову преклонить до самого пола. Крестное знамение накладывать не второпях, "впечатывая" пальцы в лоб, плечи, живот. Мужчинам бриться – грех (только стричь бороду). Женщинам стричь волосы – грех. Курить – очень большой грех. Пьянство – очень-очень большой грех. В старообрядческой церкви вы не увидите женщин в брюках, с косметикой, на каблуках и в кофточках с коротким рукавом. Могут просто не пустить. Либо порекомендуют умыться и дадут "подходящую" одежду.

СОВРЕМЕННЫЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫЕ

Сейчас к староверам отношение у официальной православной церкви более-менее терпимое. По крайней мере, преследованиям они не подвергаются, в Москве и в других городах действуют молельные дома.

Есть старообрядческая церковь и в Якутске – якутская община во имя святых верховных апостолов Петра и Павла своими руками на пожертвования прихожан возвела молельный храм на улице Маяковского. Потомки сосланных в Якутию староверов не отступили от традиций: Бутковские, Колбасины, Кушнаревы и многие другие по-прежнему носят гордое имя "древлеправославные" и молятся перед теми же иконами, перед которыми молились их деды.

"Есть и другие отличия (например, написание и произнесение имени Христа – Исус, обязательно с одной "и"), существуют определенные "внутрисемейные" правила (обязательные молитвы, например).

В некоторых замкнутых старообрядческих общинах, живущих уединенно (в Сибири, например), очень настороженное отношение к "чужакам". После пришлого человека даже посуду, из которой он ел, мыть не будут – собаке в качестве миски отдадут. Но таких общин все меньше и меньше. Потому что смысла прятаться в лесах уже нет. Верить можно открыто и креститься так, как родители научили.

P.S. Клятвы на старый обряд были сняты Московской патриархией только в 1970-е годы

По материалам источников: Якутск вечерний

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама