Пациент всегда неправ" таково распространенное мнение врачей. Пациенты отвечают им тем же, обвиняя людей в белых халатах во всех смертных грехах. Неужели врач и пациент враги навеки? Почему им сложно найти взаимопонимание и есть ли способы их примирить? Об этом корреспондент "НС" беседует с президентом общероссийской Лиги защиты пациентов, руководителем общественного Совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александром САВЕРСКИМ.
Severski_500
– Пациенты считают: врачи не лечат, на вопросы не отвечают, все скрывают, грубят, вообще мучители людей, зачем такие нужны. Врачи думают: пациенты и родственники мучители врачей, сами все знают, как лечить, критикуют все твои действия, вмешиваются в лечебный процесс, не выполняют требований, а потом жалуются, что лечение не помогает. С чем, на ваш взгляд, связано противостояние врачей и пациентов? Как оно сложилось?
– Крайние позиции всегда сходятся посередине. Все зависит как от культуры врача, так и от культуры самого пациента. Они должны искать компромисс, который приведет к правильному результату победе над болезнью. Это то, что мы называем партнерской моделью отношений: стороны договариваются, как они будут побеждать болезнь, а не разводят пальцы веером.
История медицины насчитывает несколько тысячелетий первый закон о наказании эскулапов за врачебную ошибку отрезанием руки датируется 1700 годом до н. э. Веками врачи считались уникальной профессией в обществе они были наиболее образованными людьми, и то, что они делали, многим казалось чудом. Это предопределило т. н. патерналистскую (от слова "патер" отец) модель отношений врача и пациента. Я называю ее "монарх раб". Но лет сто сто пятьдесят назад общество тоже стало просвещенным. И сегодня, когда в больницу приходит пациент с двумя-тремя образованиями, с ним нельзя разговаривать так, как разговаривали прежние врачи. Такой человек хочет понимать, что с ним происходит, а это требует объяснения от врача. Я, например, не терплю, когда врач лет двадцати пяти с порога начинает обращаться ко мне на "ты", считая, что это нас сближает, я разворачиваюсь и ухожу. Но манера общения с пациентами "врач здесь я, делайте что говорю, а вы тут вопросы задаете!" результат столкновения той самой патерналистской модели с просвещенным пациентом. Врачи не понимают, что люди изменились и нельзя вести себя так, как их учат себя вести в вузах с биомодулями (трупами) для исследований.
Чем руководствуется врач, когда ведет себя неэтично? Мы вообще не должны задаваться этим вопросом. Если врач ведет себя грубо, то он нарушает и правовые нормы (пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение, говорится в основах законодательства об охране здоровья граждан), и нормы общечеловеческой этики, а не врачебной.
– Лечение совместное дело врача и пациента. В чем, на ваш взгляд, может быть выражена такая совместность: что должен сюда вкладывать хороший врач, а что нормальный пациент?
– Я сторонник того, что нормальный пациент это образованный пациент. Он должен узнать все, что можно о своей болезни, чтобы иметь представление, как с ней справляться. И такой пациент должен уметь задавать врачу правильные вопросы. В конечном счете мы должны отдавать себе отчет в том, что наше здоровье это в первую очередь наша проблема и наш интерес. А интерес врача может быть в чем-то другом в деньгах, амбициях и проч.
– Многие врачи считают родственников больных просто опасной категорией. В чем главные претензии у врачей к родственникам?
– Врачи должны понимать, что родственники, которые беспокоятся о своих близких и боятся за них, это нормальные люди. А те, которые не боятся это как раз-таки ненормальные люди. Поэтому когда врач неадекватно реагирует на страхи родственников значит, он не понимает простых вещей. Но и врачей тоже можно понять: они постоянно имеют дело в болью, страхами, смертью, кровью со всем тем, что у обычного человека может вызывать ужас. И у врачей вырабатывается профессиональная реакция, защищающая психику от агрессии пациентов, криков. В любом случае врач реагирует на все эти ситуации не как обычный человек, что важно понимать родственникам. Достаточно представить себе психологию акушерки, которая 30 часов слышит вопли беременной женщины кто из обычных людей способен это вынести? Но именно поэтому возникает проблема, когда роженицы говорят: "Но я же кричала, когда у меня матка порвалась!" "Все кричат", отвечают ей. Поэтому, на мой взгляд, в медицинских образовательных учреждениях должны создаваться школы психологической адаптации для врачей. Их эмоциональная притупленность зачастую предопределяет то, что врач неадекватно расценивает поведение пациентов и их родственников и лишается возможности распознать реальную опасность. Я общался с хирургами они все на адреналине. И если хирург какое-то время не режет, у него возникает депрессия. Они даже отдыхают экстремально занимаются скалолазанием, дайвингом.
– Как грамотный врач может успокоить тревожного родственника или пациента?
– Реакции родственников и пациентов закономерно не могут быть адекватными как правило, эти люди имеют дело с редкими для них экстремальными ситуациями. А от врача требуется, поскольку для него это норма, повышенная деликатность, спокойствие и понимание. Как только он в ответ еще и рявкнул, состояние родственников усугубляется многократно. Но иногда врач может использовать такие терапевтические приемы, напугать человека, чтобы у него выработался адреналин, необходимый для борьбы с болезнью, чтобы поддержать унывающего, раскисшего человека.
– Недавно среди студентов медвузов проводили опрос "Должен ли врач любить своих пациентов?" Большинство ответило: нет, он должен, конечно, быть вежливым, но главная его работа лечить. Ваш комментарий.
– Не каждый врач способен отнестись к пациенту с христианской любовью. Но то, что врач должен видеть своих пациентов не просто глазами, а умом, душой, понимать, кто перед ним и что нужно сделать, чтобы ему помочь, это безусловно. Должно быть осознанное отношение к пациенту, а не технологизированное.
– В основе претензии к врачам можно заметить бессознательное сверхожидание: врач должен сделать так, чтобы я не болел, а еще лучше вообще никогда не помер. А если так у врача не получается, значит, он нехороший, непрофессионал. Что может сделать врач или система, чтобы человек ждал от него адекватной помощи, а не той, которую он дать не может?
– Медицинское сообщество само создало психологию сверхожидания, и никакое оно не бессознательное. Достаточно посмотреть на агрессивную рекламу фармкомпаний, на ту же манеру общения врачей ("Че вы тут! Мы сами все сделаем за вас и от всего вас вылечим!"). Появляется не бессознательное сверхожидание, а рабская зависимость. У пациента просто нет другого выхода, кроме как ждать. Раз ему обещали он ждет. Это большая ложь и лицемерие медицины. Нас заманивают сверхрезультатами, а на самом деле современная медицина может очень немного чего. Поэтому тут надо скорее говорить о несоизмеримости заявляемых и реальных результатов. У пациента уже выработалась психология ожидания одной таблетки от всех болезней и желательно даром. Это психология классического потребительского общества, чего в медицине быть вообще не должно. Задача тех, кто работает на потребителя, заработать в условиях конкуренции и в условиях страха пациента перед болезнями любой ценой. И в условиях асимметрии информации когда у пациента никогда не будет достаточно информации, чтобы принять верное решение.
– Врач профессия с большим уровнем риска. Есть выражение, что у каждого врача есть свое кладбище. Врач имеет право на ошибку? На Западе, если в результате неверного решения врача пациент умирает, врач лишается диплома. Есть ли у нас механизмы, защищающие пациента от врачебных ошибок?
– Когда меня спрашивают, имеет ли врач право на ошибку, я спрашиваю в ответ а имеет ли право на ошибку водитель автобуса? Нет, у врача нет права на ошибку, но ошибки, увы, есть. У медицины есть одно серьезное отличие от всех других профессий совпадение предмета деятельности (здоровье и жизнь человека) и уголовной ответственности. Когда врач берет в руку скальпель, он по идее должен думать и об Уголовном кодексе тоже. Хотя я не сторонник уголовной ответственности врачей и считаю, что для них должна быть серьезная административная ответственность лишение практики. У нас врач не может потерять диплом его могут лишить права заниматься медицинской деятельностью на определенное время в уголовном порядке. Весьма часто практики лишают на пару лет, заменяя на эту меру лишение свободы. У нас был случай, когда в Москве женщине со схватками отказали в роддоме в помощи, причем в письменной форме. У нее была дискоординация родовой деятельности, и в результате ребенок погиб. Врачу дали два года условно с лишением практики и десять тысяч рублей штрафа. Прокурор сначала пыталась возбудить дело об убийстве ребенка, но наши законы этого не позволяют ребенок, не сделавший ни одного вздоха, не считается гражданином. Нет гражданина нет и убийства. Поэтому приговор шел по более мягкой статье "оставление в опасности". Но в подавляющей части таких ситуаций такого же приговора можно было бы добиться легче, и даже лишить врача практики на пять лет, если бы дело мог рассматривать административный суд. Ведь лишают же у нас водителей прав в административном порядке. Думаю, и здесь должна быть система ощутимых штрафов, лишения практики, отстранения от должности, можно обязать учиться... Ничего этого у нас нет. И в результате общество имеет неорганичную систему наказаний, где на одной чаше весов "врачи-убийцы", которых пытаются привлечь к уголовной ответственности за любую ошибку, а на другой врачи, говорящие: "Мы не убийцы, не надо нам шить дело врачей". Эта ситуация не прибавляет здоровья ни тем ни другим растет недоверие пациентов к медицине, они уходят к бабушкам, экстрасенсам и проч. Введение административной ответственности как раз та самая середина, которая позволит эксперту говорить правду, не думая, что врача посадят. Да и родственники погибших приходят к нам без желания посадить врача, а с требованием, чтобы врач больше не работал. Безнаказанность врачей приводит к тому, что некоторые пациенты пытаются разобраться с ними "по понятиям".
– В прошлом году в Краснодаре двухмесячной девочке неправильно ввели катетер, начался тромбоз артерии правого предплечья, руку пришлось ампутировать. В результате обвинений врач покончил жизнь самоубийством. Как избежать перекосов в обвинениях? Ведь мера вины бывает разной. Что здесь может регулировать общественное мнение, которое настроено против "врачей-убийц"?
– Что касается дела Сони Куливец, то здесь проблема была не столько в том, что неправильно поставили катетер (такое случается не так уж и редко), а в том, что девочке в течение двух последующих дней не оказывалась никакая медицинская помощь, что и привело к необходимости ампутации. И я считаю приговор суда лишь частично верным, потому что нужно было учитывать и неоказанную помощь. Кто виноват? Тот, кто не обеспечил наблюдения за девочкой. Но суд на эти вопросы не ответил. На этом примере видно, что, к сожалению, наши судебная и правоохранительная системы не до конца понимают сути медицинских проблем, что требует создания специализированного органа, вроде здравоохранной прокуратуры или уполномоченного по правам пациента, где работали бы юристы, профессионально разбирающиеся в подобных ситуациях.
– Если пациент пострадал в результате врачебных действий, каковы действия родственников? Что им делать, куда обращаться?
– Есть три пути защиты своих прав в зависимости от того, что произошло и чего вы хотите добиться. Административный жалобы в вышестоящие инстанции, которые в лучшем случае закончатся для врача выговором и в совсем уж редком случае увольнением. Прокурорский путь попытка возбудить уголовное дело –единственная на сегодня возможность лишить врача практики. Третий путь иск в гражданский суд о возмещении вреда, включая моральный. Здесь представляются наиболее широкие процессуальные возможности, а именно увидеть оригиналы документов, допросить виновных врачей, провести экспертизу. Но надо понимать, что гражданский суд не может принять решение об устранении врача от работы и вынести приговор. Можно обратиться к нам в Лигу по телефону горячей линии 644-72-38 или по адресу: 107078 Москва, а/я 212.
Источник: Православие и мир